вторник, 17 марта 2020 г.

В кабине Airbus A320

   Во время осеннего споттинга в Борисполе, в сентябре 2019-го года, авиакомпания Windrose Airlines предоставила возможность для споттеров посетить один из своих бортов - Airbus A320 с бортовым номером UR-WRM. Приглашаю Вас вместе со мной посмотреть, как выглядит кабина современного авиалайнера. 
В кабине Airbus A320

   Самолет, который мы посетили - Airbus A320-212 совершивший первый полет 20 ноября уже далекого 1996-го года. Но как известно - у самолета не бывает возраста - есть только состояние. Но с возрастом поддерживать это состояние становится все дороже, и в какой-то момент эксплуатация самолета становится нерентабельной.
Airbus A320 UR-WRM
За свою 23-х летнюю жизнь самолет сменил немало владельцев.

   Изначально этот репортаж родился из комментариев к моему посту в сети Facebook. Когда текст комментариев стал слишком развернутый, я понял, что он уже дорос до формата блога. Чем и спешу поделиться с Вами. Напишите в комментариях, интересен-ли Вам такой формат.

   Поднимаемся по трапу на борт. 
Airbus A320 UR-WRM

   Справа от входа, как обычно пассажирский салон. Но там ничего интересного - туда не пойдем. 
Пассажирский салон Airbus A320 UR-WRM

   Табличка с регистрационными данными в салоне самолета.
Airbus A320 UR-WRM

   А мы идем в кабину пилотов. Airbus A320 вместо россыпи аналоговых приборов имеет в кабине 6 мониторов на которые выводятся все данные относящиеся к полету и работе бортовых систем самолета. Такая концепция называется “Стеклянная кабина” или Glass Cockpit, и позволяет выводить больше информации в более легком для восприятия виде чем классическая россыпь “будильников” - круглых аналоговых приборов. 
В кабине Airbus A320
Gear Up - такую команду на уборку шасси дает пилотирующий пилот после того как самолет отрывается от полосы и переходит в устойчивый набор высоты.

   У КВС (командира воздушного судна) и второго пилота (место которого занял я) по два дисплея - на один выводится навигационная информация - компас, маршрут, аэропорты, радиомаяки, другие самолеты в воздухе. На второй дисплей выводится комбинированная информация о скорости самолета, высоте, скорости набора высоты (или спуска). Все это совмещено с авиагоризонтом, который показывает пространственное положение самолета. Во время моего визита на борт эти дисплеи были выключены, поэтому фотографировать там было нечего. В полете выглядит это примерно так.
Пилотажные дисплеи Airbus A320

   Электронные приборы (Glass Cockpit) дублируются резервными механическими. На случай если электроника откажет, то необходимый минимум аналоговых приборов достаточных для посадки в ближайшем аэропорту останется.
Аналоговые приборы Airbus A320
Слева направо, сверху вниз - указатель скорости, высотомер, авиагоризонт, радиокомпас. Левее авиагоризонта кнопка включающая отображение уровня высоты земной поверхности на навигационный дисплей.

   Ниже наклейка с информацией про самолет. В современной авиации нет закрепленных экипажей с закрепленным за ним самолетом - пилоты перед вылетом узнают с кем именно они будут лететь сегодня и на каком борту. Из той информации которую я могу понять - на наклейке указан тип установленных на самолет двигателей и ВСУ, а также какие-то ограничения по эшелонам полета.
Аналоговые приборы Airbus A320

   Два экрана размещенные вертикально посередине панели показывают информацию о работе систем самолета. Вверху экран отображающий информацию про работу двигателей. Также на него выводятся данные про общий запас топлива на борту, схематическое положение закрылков, и выводятся списком неисправности и информационные предупреждения. Правее - индикация шасси, под ней - режимы авто-торможения.  
   На нижний монитор может выводится множество экранов с подробной информацией о состоянии различных систем самолета - подробная информация про двигатели, ВСУ, топливная система, гидравлическая, электрическая и система кондиционирования. Если я что-то пропустил (а я скорее всего таки что-то пропустил) то рекомендую подробно ознакомиться с описанием информационных экранов тут. Правее нижнего монитора - ручка выпуска/уборки шасси. Правее нее - давление в гидравлических системах тормозов. Под ручкой выпуска/уборки шасси - бортовые часы.
Органы управления Airbus A320

   В отличие от самолетов Boeing 737, ручка выпуска/уборки шасси которого физически переключает краны гидросистем приводящих механизмы шасси в действие, на Airbus A320 эта ручка чисто электрическая - замыкает электрические контакты (естественно многократно дублированные). Вообще A320 - это первый пассажирский самолет, в котором была применена концепция fly-by-wire. Иначе говоря, органы управления в кабине никак не взаимодействуют с управляющими поверхностями самолета - все управление идет “по проводам”, через множество бортовых компьютеров, которые считывают текущее положение органов управления и выдают команды на соответствующие отклонения управляющих поверхностей.
Приборы Airbus A320

   Прямо под нижним дисплеем находится блок переключения дисплеев. Дело в том, что для обеспечения резервирования на случай поломки какого-то дисплея, есть возможность переключить вывод изображения с любого из дисплеев на любой другой. За это и отвечают четыре переключателя. Чуть ниже, левее - находится регулировка яркости средних дисплеев. Блок кнопок правее - это как раз выбор информационного окна на нижнем дисплее - каждая кнопка подписана название системы информация о которой будет выводится.
Органы управления Airbus A320

   По бокам от блока управления дисплеями находятся терминалы управления бортовыми компьютерами самолета - MCDU. С их помощью заносятся все точки маршрута, заправка топливом и загрузка самолета, погодная информация. На основании чего бортовой компьютер рассчитывает маршрут и может в автоматическом режиме выполнять полет.
MCDU Airbus A320

   Бортовых компьютеров на самолете два - у командира и второго пилота. 
MCDU Airbus A320

   Нижняя панель называется - пьедестал. Основное место на нем занимают РУДы - рычаги управления двигателями. Это аналог педали газа в автомобиле - с их помощью задается необходимый уровень мощности двигателей. На фото РУДы установлены на режим холостого хода. При их сдвигании вперед - происходит увеличение мощности двигателей. При сдвигании назад - активируется реверс, и от степени сдвигания регулируется мощность двигателей в режиме реверса. Для активации реверса нужно потянуть вверх рычажок в передней части РУДа. Блок РУДов сконструирован так, что мощностью двигателей можно управлять как синхронно, перемещая оба РУД вместе, так и по отдельности задавать каждому двигателю различную мощность. 
   Круги с белыми секторами по бокам РУДов - это колеса ручного управления перекладкой стабилизатора.
РУДы Airbus A320

   Ниже РУДов - кнопки подачи топлива в двигатели - при их выключении прекращается подача топлива в соответствующий двигатель. Под кнопками - переключатель для запуска двигателей.
Еще ниже: левее - рукоятка управления воздушным тормозом активирующая спойлеры (или интерцепторы) - управляемые поверхности, отклоняемые на крыле вверх, для срыва потока и снижения подъемной силы. Правее - рукоятка выпуска закрылков. 
   Белая ручка с экранчиком рядом - это триммер руля направления. Правее и ниже - щель принтера. На принтер может распечатываться различная информация, полученная от диспетчеров (например погода или ограничения аэропорта) или в процессе диагностики самолета на земле.
   По центру немного не попала в кадр - ручка стояночного тормоза.
Управление закрылками Airbus A320

   Теперь поднимем взгляд выше - над экранами находится панель автопилота. 
   По центру находятся два ЖК экрана и несколько крутилок, которыми задаются основные параметры полета - скорость, курс (направление полета), высота и скороподъемность. По бокам - у каждого пилота свой блок, позволяющий менять масштаб и режим отображения на навигационном дисплее и ряд кнопок, включающих или отключающих отображение различных объектов - аэропорты, точки маршрута, маяки и т.д.
В кабине Airbus A320

   Панель автопилота, по совместительству является козырьком, закрывающим экраны от солнечного света. Поэтому снять ее в контровом свете было не реально…
Панель автопилота Airbus A320
Как-то так...

   Напоследок посмотрим вверх. Тут находится верхняя панель или overhead. На ней сосредоточено управление различными системами самолета, не связанными напрямую с полетом. Большие красные кнопки, закрытые крышками - включение систем пожаротушения двигателей и ВСУ (вспомогательной силовой установки). Возле стекла - тумблеры включения внешнего освещения - посадочные и рулежные фары, табло “пристегните ремни” и все такое. Там-же включение ВСУ (вспомогательной силовой установки). Где-то посередине панели управления системами кондиционирования, электросистемой, гидравликой и топливными насосами.
Overhead Airbus A320

   На этом я заканчиваю нашу экскурсию по кабине Airbus A320. Если было интересно - напишите в комментариях. Репост также приветствуется.

2 комментария:

  1. Как то вы упусти из виду главный элемент управления этим папелацем - знаменитый айрбасовский джойстик.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Что есть, то есть... Увлекся фотографируя россыпь кнопочек и переключателей. А время было не бесконечно...

      Удалить