В 130 километрах от Киева, в городе Житомир, находится музей посвященный покорению космоса человеком. Музей состоит из двух экспозиций - первая организована в доме, где родился и провел детские годы Сергей Павлович Королев и показывает быт начала 20-го века и личные вещи семьи Королева. Вторая экспозиция, открытая на 21 год позже в 1991-м году, включает космические аппараты - модели в натуральный размер, спускаемый аппарат космического корабля “Союз-27”, вернувшийся из космоса в 1978-м году, ракетные двигатели и еще много интересного.
Сам музей занимает совсем небольшую площадь, от этого экспозиция выглядит немного хаотичной - нет возможности сгруппировать экспонаты тематически. Но я в своем репортаже все-же попробую это сделать.
Над входом в музей написана фраза на латыни “Per aspera ad astra” - что переводится как “Через терни к звездам”.
По понятным причинам, основа экспозиции - космическая программа СССР. Но так как космическая гонка была одной из значимых целей СССР, и на нее денег не жалели (в отличие от простого быта людей, в виде микроволновок или автомобилей), то посмотреть все равно интересно.
Дистанционно управляемый планетоход “Луноход-2”. Макет в масштабе 1:1.
Первыми в музее нас встречают ракетные двигатели.
Представленный двигатель является жидкостным - использующим в качестве топлива жидкости, в том числе это могут быть сжиженные газы.
Конструктивно ракетный двигатель состоит из насосов, подающих топливо и окислитель из баков в камеры сгорания (которых в данном двигателе четыре), и самих камер сгорания с соплом. Так как ракетные двигатели работают в космосе, в условиях вакуума, то для сгорания топлива необходим второй компонент - окислитель. В привычных нам двигателях внутреннего сгорания (от автомобильных до реактивных авиационных) окислителем выступает кислород из окружающего воздуха. В космосе такой “роскоши” как бесплатный окислитель нет - все приходится возить с собой. Также в отличие от авиационных турбореактивных двигателей, условия на выходе из камеры сгорания (давление и температура) слишком большие, чтобы в этом потоке могла работать турбина, приводящая в движение насосы - поэтому блок насосов расположен отдельно, сверху над камерами сгорания, и оснащен своей небольшой турбиной. Эта турбина может приводиться в действие как от выхлопа небольшой камеры сгорания, в которой сгорает небольшое количество ракетного топлива, так и приводиться в действие отдельной системой, например от химической реакции, приводящей к быстрому расширению газов (при этом нужны еще баки для питания турбины насоса).
Также ракетное топливо и/или окислитель часто бывает охлаждено до очень низких температур. Для охлаждения стенок камеры сгорания и/или сопла, часто топливо перед подачей в камеру сгорания проходит по каналам вдоль стенок камеры/сопла охлаждая их и давая возможность повысить температуру горения в камере, а следовательно и эффективность двигателя.
Рядом представлена рулевая камера ракеты-носителя “Союз”. Ее предназначение - кратковременным импульсом корректировать направление ракеты.
Стенд с моделями ракет-носителей поднимающих космические аппараты в космос.
Посмотрев с помощью чего можно оторваться от земли и преодолев силу земного притяжения выйти на околоземную орбиту или в открытый космос, теперь посмотрим что-же можно отправить в космос, и собственно, зачем это надо.
Для начала посмотрим на аппараты, которые запускались в космос и отправлялись исследовать планеты солнечной системы. Это автоматическая межпланетная станция “Венера-7”, 15 декабря 1970-го года впервые совершившая мягкую посадку на поверхность Венеры. Станция передавала сигнал на землю в течении 53-х минут.
Единственная полученная информация - значения температуры (475 градусов) и давления (90атмосфер) на поверхности Венеры.
А так выглядел посадочный аппарат “Вега” спустившийся на поверхность Венеры в июне 1984-го года.
Этот аппарат не был первым зондом спустившимся на поверхность Венеры - до него было отправлено более десятка аппаратов серии “Венера” выполнявших изучение планеты как с ее орбиты, так и спустившихся на поверхность.
К времени отправки аппарата “Вега”, уже было известно в каких условиях ему придется работать - при температуре около 500 градусов в атмосфере из углекислого газа и серной кислоты.
Миссия “Вега” кроме спускаемого на поверхность зонда состояла из аэростата (воздушного шара), наполненного гелием, который должен был плавать в атмосфере Венеры на высотах около 54 километров, передавая данные об атмосфере планеты на землю.
Венера является самой близкой к нам планетой, но самое близкое небесное тело - это конечно-же Луна, спутник Земли. Посмотрим, с помощью каких аппаратов исследовали Луну. 3 февраля 1966-го года, межпланетная станция “Луна-9” впервые в мире осуществила мягкую посадку на поверхность Луны.
Общий вид межпланетной станции. В реальности она была в два раза больше. При приближении к поверхности Луны включался двигатель внизу, для торможения, после чего из верхнего купола отделялся зонд с научным оборудованием.
Вот так это выглядело.
Один из снимков полученных станцией “Луна-9” с лунной поверхности.
Рядом есть визуализация лунной поверхности.
Одним из самых интересных экспонатов музея - дистанционно управляемый самоходный планетоход “Луноход-2”. Это второй аппарат из серии Луноход, отправленный на поверхность луны в 1973-м году.
Луноход-2 проработал четыре месяца, за которые преодолел расстояние около 40 километров, что многие годы (до 2015-го года, когда его превзошёл марсоход "Оппортьюнити") являлось рекордом для дистанционно управляемых планетоходов.
За время своей миссии, Луноход-2 передал на землю 85 панорам и 80000 кадров.
Одна и панорам. Ознакомится с фотографиями полученными с Лунохода-2 можно по этой ссылке.
Сзади - крышка с солнечными батареями, спереди антенны для радиосвязи и фотокамеры.
Также в музее есть стенд посвященный высадке человека на Луну в рамках миссии Аполлон-11.
На эту тему хочу порекомендовать отличный документальный фильм 2019-го года выпущенный к 50-летию миссии - Apollo 11. От себя скажу что это, пожалуй, лучший документальный фильм из тех что я видел!
Кроме моделей и макетов космических аппаратов, в музее есть множество стендов на космическую тематику. Например, этот стенд посвящен метеоритам - упавших на землю тел космического происхождения.
Я не знаю, почему это кусочку метеорита такая честь - может он один из первых, чье неземное происхождение было доказано? Был найден в 1838-м году в Намибии.
И еще метеориты.
Стенд с образцами космической еды.
Невесомость, или отсутствие силы тяжести, накладывают свои ограничения на такие банальные вещи, как принятие пищи. Например, все жидкости будут в виде шариков летать по космической станции, а крошки также смешиваются с воздухом, и собрать их становится крайне проблематично. Эти факты были учтены при разработке космического питания, поэтому оно состоит или из небольших кубиков, которые можно съесть за один раз (чтобы избежать образования крошек), или гелеобразных смесей.
Кроме практичности, космическое питание должно обладать небольшим весом и хорошей калорийностью и сбалансированностью.
Фото обеда в космосе.
Стенд, посвященный инструментам, используемым в космосе.
Стенд, посвященный миссии Союз-Аполлон - стыковке на орбите советского корабля Союз с американским Аполлоном 15 июля 1975-го года.
Так как системы жизнеобеспечения на кораблях кардинально отличались (низкое давление чистого кислорода на Аполлоне, на Союзе атмосфера схожая с земной по составу и давлению) - использовался специальный шлюзовой отсек, в котором выравнивали давление между кораблями. На этой иллюстрации шлюзовой отсек пристыкован к Аполлону.
Изображение с просторов интернета.
Еще в музее есть флаг Украины, побывавший в космосе на МКС (международная космическая станция) летом 2017-го года.
А это, стенд посвященный миссии STS-87 многоразового космического корабля системы Space Shuttle.
Для нас этот полет, один из 133-х успешных полетов по программе Space Shuttle, примечателен тем, что в составе экипажа присутствовал первый (и единственный на сегодняшний день) украинский космонавт - Леонид Константинович Каденюк.
Эмблема миссии.
Фото NASA перед стартом миссии.
В 2017-м году, астероиду открытому в 2004-м году, было присвоено имя в честь Леонида Каденюка.
Если Леонид Каденюк был первым космонавтом независимой Украины, то первым человеком, совершившим космический полет был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961-го года Юрий Гагарин на космическом корабле "Восток-1" совершил один оборот вокруг Земли.
На высоте 7 километров крышка открывалась, и космонавт катапультировался с креслом. После чего нужно было отсоединиться от кресла и совершить приземление на парашюте.
В музее представлен макет спускаемого аппарата корабля Восток-1 в масштабе 1:1.
Внутреннее пространство ограничено. Через маленький иллюминатор можно было наблюдать над пролетаемой местностью.
Вот как выглядел корабль Гагарина. В музее представлен спускаемый аппарат - верхняя сфера.
Гагарин был фактически не пилотом, а пассажиром - весь полет проходил в автоматическом режиме. Совершив один оборот вокруг Земли, включились тормозные двигатели, и корабль сошел с орбиты для торможения в атмосфере Земли. Но не обошлось без неполадок - на старте вовремя не выключились двигатели ракеты, и корабль оказался на орбите 300 км, вместо расчетных 200 километров. А во время схода с орбиты, не сработало штатное отделение спускаемого модуля - он отделился уже после входа в твердые слои атмосферы.
А в таком костюме находился космонавт. Оранжевый цвет был выбран для облегчения поиска космонавта спасательной командой.
Множество разъемов, с помощью которых спускаемый модуль соединялся с остальным оборудованием корабля.
Отсек запасного парашюта.
После катапультирования космонавта, раскрывался основной парашют, который обеспечивал относительно плавное приземление спускаемого аппарата.
Если космические корабли серии “Восток” были первыми шагами в освоении космоса человеком, то космические корабли серии “Союз” стали вершиной космической программы СССР. Впервые преодолев силу притяжения Земли в 1966-м году, корабли этой серии и по сегодняшний день доставляют космонавтов и грузы в космос на МКС.
Конструктивно космический корабль Союз состоит из трех частей. Слева - аппаратный отсек, в котором находится оборудование и двигатели маневрирования, посередине - спускаемый аппарат. Именно в нем находятся космонавты во время запуска в космос, и он потом возвращается на землю. Справа - бытовой отсек. Он дает дополнительный объем для космонавтов на орбите. В конце космической миссии, после отделения спускаемого аппарата, все остальные отсеки сгорают в атмосфере.
Солнечные батареи аппаратного отсека обеспечивали энергоснабжение космического корабля.
А это бытовой отсек космического корабля. После выхода на орбиту, именно тут космонавты проводят время.
Места внутри не очень много. Но конечно свободнее чем в тесном спускаемом аппарате.
А это сам спускаемый аппарат! Этой частью он стыковался с аппаратным отсеком - видно множество разъемов.
В отличии от предыдущих экспонатов, этот побывал в космосе в 1978-м году в миссии “Союз-27”.
Автографы космонавтов, оставленные на спускаемом модуле космического аппарата.
Внутри откровенно тесно. В различных модификациях корабля серии “Союз” состав экипажа был от двух до трех космонавтов. Данная модификация предусматривала экипаж из двух космонавтов - слева находится еще одно кресло (закрыто крышкой люка), а справа, вместо третьего кресла, блоки системы жизнеобеспечения. Емкости с кислородом и различные краны, открывающие его подачу.
После трагической гибели экипажа миссии “Союз-11” в 1971-м году, причиной которой стала разгерметизация спускаемого аппарата на большой высоте, во всех последующих полетах космонавты во время взлета и посадки находились в герметичных скафандрах с автономной подачей кислорода.
Этот скафандр побывал в космосе в миссии “Союз-14” в 1974-м году. Он принадлежал космонавту Юрию Артюхину. Скафандры изготавливались для каждого космонавта, как дорогие костюмы с индивидуальным пошивом.
Чуть не забыл рассказать, что в музее есть интерактивная справочная система.
Выглядит это так - представлена основная информация про экспонаты музея.
На этом я заканчиваю свой и так затянувшийся репортаж. На самом деле в музее есть еще много экспонатов, которые не попали в объектив моей камеры, но об основных я постарался рассказать. Если Вас заинтересовало то, что Вы увидели - не пожалейте одного выходного дня, и съездите в Житомир, в музей космонавтики им. Сергея Павловича Королева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий