В Киеве есть одно место, где будет интересно побывать как любителям авиации со стажем, так и людям, которым просто интересно немного больше узнать о том, как летает самолет. Ну и конечно дети, лет с 6-7 будут в восторге. Речь идет про учебный ангар Национального Авиационного Университета (НАУ), где на площади более 7 тысяч квадратных метров разместились настоящие самолеты, вертолеты и стенды с учебными пособиями.
Туда можно попасть с экскурсией, на которой экскурсовод за час/полтора покажет и расскажет про все интересное (а интересного там немало) что есть в ангаре. Я был на двух экскурсиях, и теперь хочу кратко рассказать, что там внутри.
По-настоящему почувствовать масштабы и размеры можно только оказавшись внутри, и увидев среднемагистральный лайнер Ту-154 скромно стоящий в углу. Фото не мое.
Начнем с легкого многоцелевого вертолета Ка-26. Вертолет был разработан в середине 60-х годов, и выпускался с 1969-го по 1985-й год. Особенностью вертолета была модульная конструкция. Отсоединяемая пассажирская кабина, вместо которой можно было устанавливать различные модули - грузовую платформу, емкости для опрыскивания полей химикатами для сельскохозяйственных работ, лебедку или подвес для груза.
Экскурсовод показывает отсоединяемую пассажирскую кабину.
Вертолет оснащен двумя поршневыми звездообразными двигателями АИ-14 мощностью по 325 лошадиных сил. В звездообразном двигателе цилиндры расположены не в ряд, а по кругу.
Двигаемся дальше к Ан-24. Ан-24 - турбовинтовой самолет для линий малой и средней протяженности. Борт находящийся в ангаре выпущен в конце 1962-го года. Списан и передан в НАУ в качестве учебного пособия в 1977-м году.
Для демонстрации внутреннего строения фюзеляжа самолета обшивка частично демонтирована.
Силовая структура фюзеляжа состоит из шпангоутов - вертикальных силовых элементов и стрингеров - горизонтальных элементов. Поверх силовой структуры крепится тонкая обшивка.
Внутренности хвостового оперения и горизонтального стабилизатора. Принципиально - все тоже самое.
В хвостовой части Ан-24 находится отсек авионики (электронного оборудования самолета).
Во время экскурсии нам демонстрировали работу некоторых систем самолета - например уборки шасси.
Для наглядности часть обшивки мотогондолы также снята, и видна кинематика механизма выпуска/уборки шасси в работе.
Было необычно узнать, что основной объем мотогондолы занимает механизм выпуска и уборки шасси. Сам двигатель компактно расположен в переднем отсеке. В заднем отсеке мотогондолы находятся красные баллоны системы пожаротушения двигателя. В них находится газ, вытесняющий кислород - а если нет кислорода - нет и огня.
Выпуск закрылков.
Все желающие могут посидеть (и сделать фото) за штурвалом Ан-24.
Рядом с Ан-24 стоит небольшой турбовинтовой самолет для местных воздушных линий L-410 Turbolet. Самолет был разработан в конце 60-х годов, и выпускается по сегодняшний день. Борт находящийся в ангаре был выпущен в начале 1978-го года, и передан в качестве учебного пособия в НАУ в 1993-м году.
Самолет L-410 имеет дальность от 1000 до 1500 км в зависимости от модификации.
Турбовинтовые двигатели мощностью от 700 до 800 лошадиных сил (в зависимости от модификации) разгоняют самолет до крейсерской скорости около 300 км/час. Во время экскурсии можно посмотреть как стартер вращает винты...
В конце ангара стоит Як-42. Увидев его впервые, удивился - не думал, что он настолько большой.
Данный борт является третьим летным прототипом, выпущенным 1976-м году. В 1982-м году, после окончания летных испытаний был передан в качестве учебного пособия в НАУ. Обратите внимание на мощный гидропривод передней двери. При необходимости эвакуации, если во время тестового полета что-то пошло не так, без отдельного привода невозможно открыть дверь, а гидроцилиндр открывает дверь навстречу потоку воздуха, защищая дверной проем от набегающего потока воздуха.
В серийных самолетах такого открытия двери не было.
Рядом находится стенд, показывающий конструкцию системы управления самолета Як-42.
Самолет Як-42 оснащен тремя турбовентиляторными двигателями с высокой степенью двухконтурности Д-36.
Под крылом...
Следующий экспонат - многоцелевой вертолет Ми-8. Является самым массовым двухдвигательным вертолётом в мире (построено более 12 тыс. экземпляров).
Тут тоже для наглядности частично снята обшивка и виден силовой набор фюзеляжа.
В движение вертолет Ми-8 приводят два двигателя ТВ2-117. Вертолетные двигатели отличаются от двигателей самолетов тем, что вся энергия выхлопных газов снимается турбиной и через систему редукторов передается на винты, двигатель не дает реактивного момента.
Тут тоже можно посидеть в кабине и сделать фото на память.
“Кукурузник” Ан-2. Самолет, который выпускается более 70 лет, с 1949-го года. Оснащен поршневым звездообразным двигателем АШ-62 мощностью 1000 лошадиных сил.
Многоцелевой легкий вертолет Ми-2 разработанный в первой половине 60-х годов.
Многоцелевой вертолет Ми-4 разработки начала 50-х годов. Оснащен двухрядным поршневым звездообразным двигателем мощностью 1700 лошадиных сил, размещенным в носовой части.
Напоследок среднемагистральный Ту-154. Данный борт был выпущен в январе 1971-го года, а уже в августе 1982-го был списан, и передан в НАУ.
Самолет установлен на подъемниках, и теоретически может выполнять уборку/выпуск шасси. Но нам этого не показали...
Двигатели НК-8 установленные в хвостовой части фюзеляжа. Более новые двигатели Ту-154М отличаются конструкцией реверса - откидывающиеся назад шторки.
Для доступа к среднему двигателю, для обслуживания, имеются два лючка. Среднего двигателя на самолете нет и виден отсвет в его воздухозаборнике.
Крыло Ту-154 обладает развитой механизацией. Выпущены предкрылки и закрылки.
Демонстрация аварийного трапа для эвакуации.
Также в ангаре представлены несколько авиационных двигателей. Сквозь сделанные в конструкции окна, можно увидеть внутренности и понять основные принципы работы авиационного турбореактивного двигателя.
Это камеры сгорания. По центру - вал, передающий вращение с турбины на компрессор.
Делая эти фотографии два года назад, у меня не было мысли писать развернутый пост, поэтому чего-то снимал больше, чего-то меньше. А что-то вообще не попало в кадр. Но если Вам понравилось увиденное и прочитанное - рекомендую не пожалеть пару часов своего времени, и сходить на экскурсию в ангар НАУ - гарантирую что не пожалеете!
Записаться на экскурсию можно на одном из сайтов:
- https://the-city.kiev.ua/ru/excursion/ekskursiya-v-angar-nau-178
- https://kiev-code.com.ua/site/page.php?id_part=143&lang=RU&id_excurs=11
- https://relax.com.ua/excursions/angar-nau/
Или на странице Facebook.
Комментариев нет:
Отправить комментарий