четверг, 29 октября 2020 г.

Авиационные памятники - Ту-22 в Озерном

   В военном городке Озерное, что в 15 километрах от Житомира, возле воинской части, находится первый сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22, разработанный в КБ Туполева во второй половине 50-х годов, и стоявший на вооружении с начала 60-х до середины 90-х годов.
   Сегодня я расскажу про этот самолет, а также интересную историю про борт оказавшийся на постаменте.
Ту-22 в Озерном
Ту-22 на постаменте памятника погибшим экипажам. 

   Постамент установлен в память о погибших экипажах Ту-22, базировавшихся на аэродроме дальней авиации в Озерном.
Ту-22 в Озерном

Рядом есть аллея памяти….
Ту-22 в Озерном

   Начиная свой рассказ о Ту-22, хочется сказать, что этот самолет был во многом первым. И как первый, был не лишен многих недостатков, очень сложен в управлении и требует долгого и сложного наземного обслуживания. С этим типом было действительно много катастроф, произошедших как из-за ошибок экипажа, так и по вине изготовителя, или ремонтной организации. 
   Также работая над этим обзором, нашел много упоминаний, что экипажи не хотели переучиваться на Ту-22, предпочитая летать на более старых, медленных, но надежных Ту-16.

   Ту-22 - сверхзвуковой дальний тяжелый бомбардировщик (но также были варианты ракетоносца, разведчика и постановщика помех) разработанный в КБ Туполева во второй половине 50-х годов, в качестве замены первого реактивного бомбардировщика Ту-16. Но фактически эксплуатация Ту-16 завершилась всего на несколько лет раньше, чем Ту-22.
Ту-22 в Озерном
Конструктивно Ту-22 является металлическим среднепланом со стреловидным крылом и трехопорным шасси. 

   Для полетов на сверхзвуковых скоростях, необходимо было обеспечить минимальное сопротивление воздушному потоку, поэтому было решено сделать фюзеляж минимального диаметра, ограничив экипаж самолета до трех человек. Это привело к тому, что тяжелую машину с посадочным весом около 60 тонн (взлетный вес мог немного переваливать за 90 тонн) пилотировал один пилот. Оставшиеся два члена экипажа были штурманом и оператором оборудования (бомбометания или прочего оборудования). Из-за узкого фюзеляжа вход экипажа был организован через люки внизу, на опускаемых креслах.
Ту-22 в Озерном
Белые люки снизу - через них экипаж занимал места на борту. Левый люк - штурман, с окошками визуального контроля, средний люк - летчик, правый люк - оператор.

   Обратной стороной такого сокращения экипажа было то, что первый вылет на этом самолете сразу был самостоятельным - некому было исправить ошибку или подсказать в первых полетах. Работая над этим материалом, я встречал воспоминания, о том как после первого взлета пилот с трудом брал под контроль самолет, а следующий экипаж, видя это, отказывался вылетать.
   В появившейся позже модификации Ту-22У (учебный), вместо оператора было место инструктора, который помогал в освоении тяжелой в управлении и капризной машины молодым пилотам. Но все равно нередкими были случаи, когда летчики не могли освоить управление Ту-22.
Посадка экипажа в Ту-22У
Занятие мест экипажем Ту-22У. Фото из интернета. Над кабиной пилота находится кабина инструктора.

   В обычной-же версии самолета, оператор сидел спиной к летчику, и имел обзор назад. Также оператор управлял пушкой расположенной в хвостовой части (через радио и теле-прицел).
   Для аварийного покидания самолета предназначались эти-же люки, которые откидывались и кресла экипажа отстреливались вниз, после чего экипаж на парашютах спускался на землю. Катапультирование вниз, не позволяло успешно покинуть самолет на высотах ниже 300 метров. Поэтому при аварийной ситуации на взлете/посадке - экипаж был обречен. Что также не добавляло доверия к самолету со стороны молодых экипажей.
Ту-22 в Озерном
 
   Основные стойки шасси имели по два спаренных колеса, убирающиеся в утолщение крыла. Официально самолет Ту-22 предназначался для эксплуатации с аэродромов с искусственным покрытием, но в истории его летной эксплуатации были случаи успешной посадки на грунтовые полосы.
Шасси Ту-22 в Озерном
 
   Уникальной особенностью самолета, позволяющей однозначно идентифицировать его, являются двигатели, размещенные в хвостовой части по бокам вертикального стабилизатора. Такое расположение двигателей на самолете, во время его конструирования, было выбрано для упрощения последующей замены на другие двигатели - двигатели не “привязывались” к конструкциям фюзеляжа. 
Двигатели Ту-22 в Озерном
 
   Но вместе с тем, такое расположение выше центра масс давало склонность к пикированию (опусканию носа вниз) при увеличении тяги. Этот факт также усложнял пилотирование. 
   Самолеты Ту-22, в зависимости от версии имели дальность полета до 4400-5600 км, на дозвуковой скорости в 950-1000 км/ч, и 1500-2400 км на сверхзвуковой скорости в 1400-1600 км/ч. Но сверхзвуковой режим не был предназначен для крейсерского полета - на сверхзвуке планировалось только прорывать ПВО противника, непосредственно вблизи цели.
Ту-22 в Озерном
 
   Самолет Ту-22 оснащался двумя турбореактивными двигателями РД-7М2 с форсажными камерами. Двигатели не выпускались большими сериями, имели небольшой межремонтный ресурс в 200 часов и не отличались высокой надежностью. 
   Также в корме находится антенна радио-прицела и дистанционно-управляемая пушка.
Сопла двигателей Ту-22 в Озерном
 
   В Ту-22, для управления по тангажу (управление по высоте), был применен цельноповоротный вертикальный стабилизатор. В отличие от Ту-16, где стабилизатор был фиксированный, с рулем высоты. Диапазон отклонений стабилизатора, в нормальных режимах работы, позволял компенсировать пикирующий момент от двигателей - диапазон перестановки на кабрирование был намного больше чем на пикирование.
Ту-22 в Озерном
 
   Еще самолет был очень привередлив к центровке, которая управлялась перекачкой и расходом топлива из различных топливных баков, расположенных в различных частях фюзеляжа, в количестве 32 штук, общей емкостью в 44 тонны керосина. Было много потерь самолетов из-за нарушения центровки по причине неисправности автоматики перекачивающих насосов или утечки топлива. Неинформативные указатели уровней топлива усложняли диагностику данной неисправности, а когда самолет резко задирал нос и сваливался, уже было поздно что-то исправлять. А учитывая отсутствие в экипаже бортинженера, на единственного летчика ложится одновременно множество задач по пилотированию и анализу показаний множества приборов бортовых систем, случаи потери самолетов, и экипажей, были не редкостью.
Ту-22 в Озерном
Смотря архивные фото 10-15 летней давности, вынужден заметить, что состояние борта ухудшилось. Это конечно не Ту-16 в Белой Церкви, но и не самолеты в Государственном музее авиации.

   Носовая часть самолета закрыта радиопрозрачным обтекателем, под которым находится антенна радиолокатора, а над ней штанга для дозаправки самолета в воздухе. Возможность дозаправки увеличивала максимальную дальность полета в полтора раза.
 
   В конце рассказа про самолет Ту-22, я расскажу про борт, занявший место памятника, и историю о том, как он тут оказался. 
   29 августа 1986-го года, ночью, экипаж Ту-22К выполнял тренировочный полет с заходом по приборам (в имитации условий нулевой видимости). В нарушение инструкций, командир экипажа принял решение на выпуск шасси непосредственно перед посадкой (изучая материалы про Ту-22, нашел что это также было распространенной практикой, для экономии топлива), о чем сообщил экипажу, но видимо из-за высокой нагрузки в приборном полете при нулевой видимости, забыл выполнить выпуск. Руководитель полетов не смог проконтролировать фактическое состояние шасси из-за темного времени суток. 
   На скорости 300 км/ч, самолет хвостовой частью коснулся полосы, после чего полностью приземлился на гондолы шасси и фюзеляж, остановившись спустя 1800 метров. Во время пробега по полосе (или скорее скольжения), экипаж выключил двигатели и обесточил самолет. Пожара не произошло, но самолет получил сильные повреждения нижней части.
Посадка без шасси Ту-22 в Озерном
Иллюстрация с сайта tu22.ru

   После происшествия борт был восстановлен, но в воздух больше не поднимался. В 1987-м году был установлен в качестве памятника разбившимся экипажам возле воинской части.
Посадка без шасси Ту-22 в Озерном
Архивное фото борта после посадки без шасси.

P.S. Работа над этой статьей была непривычной и интересной. Помог мне в этом сайт, tu22.ru, за которым я залип на несколько вечеров, изучая иллюстрированные схемы катастроф, читая воспоминания летчиков летавших на этом типе и т.д. Вобщем, если Вас заинтересовал этот самолет - переходите по ссылке и читайте.

1 комментарий:

  1. есть не плохая монография о Ту-22 в журнале "Авиация и Время". давненько. а, что? в Заозерной есть еще аэродром? или уже нет? там, кроме "дальников" и ПВО базировались. Су-9 и Су-11.

    ОтветитьУдалить