С начала 80-х годов, в Житомирском парке им. Юрия Гагарина стоит первый советский пассажирский самолет - Ту-104. Предлагаю посмотреть на него поближе, и узнать немного больше про одного из первенцев пассажирской реактивной авиации.
Как я уже рассказывал в статье про самолеты Туполева в Государственном музее авиации, самолет Ту-104 был первым советским (и вторым в мире) реактивным пассажирским самолетом. Ту-104 не был создан с нуля, а разрабатывался на основе конструкции военного бомбардировщика Ту-16, разработанного в начале 50-х годов. В отличии от среднеплана Ту-16, крыло пассажирского лайнера переместили вниз, оставив его без изменений. Также, как и конструкцию и расположение двигателей, хвостовое оперение, шасси. Так как фюзеляж бомбардировщика плохо подходил для перевозки пассажиров - то он естественно был изменен, и прибавил в диаметре.
Благодаря наличию трапов возле самолета, становится возможным увидеть крыло с воздухозаборником двигателя с такого ракурса.
Состояние самолета к сожалению, очень печальное, и не идет ни в какое сравнение с музейным бортом. Ту-104 находящийся в Житомире младше своего музейного собрата - был выпущен 31 октября 1958-го года на Харьковском авиазаводе, но провел более долгую летную жизнь летая до 1981-го года.
После катастрофы в начале 1981-го года, эксплуатация всех Ту-104 была прекращена, и борт с регистрационным номером СССР-42387 перегнали на военный аэродром Озерное, расположенный возле Житомира. Откуда в 1983-м году, разобранный самолет перевезли в парк отдыха, где его собрали, и устроили внутри него детский кинотеатр.
Разбитое стекло кабины штурмана заделано куском металла.
Нашел в интернете архивное фото, предположительно 1988-го года. Когда Ту-104 еще блестел свежей (или по крайней мере не облущенной) краской. В отличие от Ту-104 в Государственном музее авиации, Житомирский борт окрашен в более позднюю ливрею Аэрофлота.
Хочется надеяться, что мы еще сможем увидеть его таким чистым и нарядным.
Вскоре после открытия кинотеатра в салоне самолета, ночью через люки в полу вандалы пробрались в кабину пилотов и украли приборы.
После кинотеатра в салоне самолета была открыта комната смеха. А потом, салон и вовсе был закрыт...
Самолет потихоньку обрастает мхом...
Хвостовое оперение Ту-104 было взято у Ту-16, но хвостовая часть фюзеляжа полностью своя - на гражданском лайнере, по понятным причинам, кабина стрелка не нужна. Стабилизатор тут также с фиксированным углом. Как и на Ту-16, есть опора, предотвращающий касание хвостовой частью ВПП при посадке или взлете.
Руль высоты, триммер руля высоты. Несмотря на то, что самолеты делают из алюминиевых сплавов - время все равно берет свое, и металл понемногу корродирует.
Первые самолеты Ту-104 могли перевезти 50 пассажиров на расстояние в 2700 км. Более поздние модификации могли взять на борт уже около 100 пассажиров, но дальность полета уменьшилась до 2100 км.
Интересно выглядят плавные линии хвостовой части самолета.
В последние годы судьба этого борта в подвешенном состоянии. Есть как предложения сдать его на металл (а это как минимум несколько тысяч долларов), так и отремонтировать и использовать в качестве детского развлекательного центра сделав в кабине авиасимулятор. Второй вариант намного затратнее. По найденной мной информации, проект приведения самолета в порядок рассматривался в бюджете Житомира в 2018-м году, но поддержки не получил. Общая сумма проекта была полтора миллиона гривен. При этой обустройство авиасимулятора в эту сумму включено не было - для этого планировалось привлечь инвестора.
В сентябре 2017-го года была проведена акция “Ульотна толока”, посвященная уборке самолета от мусора. Ниже два фото, сделанные на этом мероприятии, на которых можно увидеть что сейчас внутри.
Так выглядит кабина пилотов - практически полностью уничтожена.
Фото с сайта aerovokzal.net
А так выглядит пассажирский салон.
Фото с сайта aerovokzal.net
Совсем рядом с парком находятся жилые дома… И я не отказался-бы жить там рядом, чтобы можно было выйти утром с чашкой чая и посидеть на скамейке любуясь одним из первых в мире реактивных пассажирских лайнеров!
Остается надеяться, что борт СССР-42387 ждет реставрация, и еще долгая жизнь в качестве памятника, а не распил на металл...
Комментариев нет:
Отправить комментарий