суббота, 17 октября 2020 г.

Ан-12 на KBP Autumn Spotting 2019

   Антонов Ан-12 - военно-транспортный самолет разработанный в середине 50-х годов прошлого века. Впервые я “познакомился” с ним на осеннем споттинге 2019-го года в Борисполе, и приятным сюрпризом было то, что в этот день в мой объектив попало сразу три борта Ан-12 разных авиакомпаний. 
   Сегодня я хочу Вам немного рассказать про этот легендарный самолет, который уже более 60-ти лет поднимается в воздух.
На фото Ан-12 белорусской грузовой авиакомпании RubyStar, выпущенный в 1969-м году (50 лет на момент съемки).

   Самолет Ан-12 имел своего пассажирского “брата-близнеца” Ан-10. Эти самолеты разрабатывались в рамках одного проекта, различаясь наличием герметичного фюзеляжа у пассажирского самолета, и грузового люка с негерметичным салоном у транспортного. 
За секунду до касания...

   В отличие от своего пассажирского брата, имевшего не долгую летную жизнь, прерванную несколькими авиакатастрофами, причинами которых были усталостные трещины лонжеронов, транспортник Ан-12 был намного успешнее, продолжая эксплуатироваться более 60 лет. Возраст летающих на сегодняшний день бортов перевалил за 55 лет!
Ан-12 всегда желанный гость для споттеров...

   Такая разная судьба была обусловлена разными условиями эксплуатации самолетов. В 50-е годы, когда самолеты разрабатывались, и в 60-е, на которые пришелся пик пассажирских перевозок Ан-10 было много аэродромов с плохой инфраструктурой, в том числе с грунтовыми полосами. Для них, как нельзя кстати подошел Ан-10 допускающий эксплуатацию с грунтовых полос и беря при этом на борт более 100 пассажиров. В то время, когда Ан-10 был без преувеличений “рабочей лошадкой” Аэрофлота, совершавший рейсы в самые неподготовленные аэродромы (в отличие от Ил-18 и Ту-104 которые были гораздо более требовательны к полосе), его собрат Ан-12 эксплуатировался в гораздо лучших условиях. Он хоть и позволял использовать ВПП без твердого покрытия, но немаленьких размеров транспортник, берущий на борт 20 тонн старались эксплуатировать с нормальных полос. Кроме того интенсивность военно-транспортного использования намного ниже чем регулярные пассажирские перевозки. Полностью герметичный фюзеляж пассажирского самолета также добавил нагрузок на конструкцию. Итогом всего этого стало то, что на сегодняшний день остался единственный музейный экземпляр Ан-10 (остальные давно порезаны на металл), и десятки летающих Ан-12. 
Белорусский экипаж приветствует споттеров...

   Следующим Ан-12, встреченным в тот день, был борт выпущенный 29 ноября 1969-го года, принадлежащий компании Мотор Сич.
   По графику борт должен был вскоре выруливать на ВПП, но по рации передали что возникла какая-то неисправность с двигателями, поэтому вылет откладывается. 
Обслуживание и ремонт двигателей на высокоплане (самолете, в котором крыло расположено над фюзеляжем), требует специальной стремянки и в целом труднее чем на низкопланах.

   Самолет Ан-12 оснащен четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М мощностью 4250 лошадиных сил каждый. Такие-же двигатели применялись в самолете Ил-18. С двигателем работают винты изменяемого шага диаметром 4,5 метра.

   В 50-е годы, когда разрабатывался этот самолет, не существовало развитых навигационных комплексов, поэтому в носовой части располагалась кабина штурмана осуществляющего навигацию. Под ней - обтекатель радара. Экипаж Ан-12 - пять человек. Кроме двух пилотов в экипаже также присутствуют штурман, радист ведущий радиосвязь и бортинженер отвечающий за работу систем самолета в полете.

   Третий Ан-12, принадлежит украинской грузовой авиакомпании Cavok Air, имеющей в своей флоте 8 самолетов Ан-12. Борт UR-CSI является старейшим из них - был выпущен 30 декабря 1962-го года, и относится к первой модификации Ан-12А.

   Одной из особенностей самолета Ан-12 было безбустерное управление. Это означает отсутствие каких-бы то ни было усилителей между органами управления в кабине экипажа, и управляющими поверхностями самолета - управление рулями и элеронами осуществляется жесткими тягами, практически как на легком самолете. Это делает Ан-12 сложным для пилотирования.
Вид в профиль...

   Каждая из основных стоек шасси имеет по две пары колес и после взлета убирается в обтекатели по бокам от фюзеляжа.

   Несмотря на то, что со стороны борт сияет свежей краской, при ближайшем рассмотрении становятся видны следы многих-многих лет эксплуатации.

   Фото хорошо передающее это - фюзеляж весь в неровностях и вмятинах. Это все-же грузовик, а не бизнес-джет…. Старый грузовик...

   Кабина стрелка в корме является отголоском военного прошлого. В этом самолете она наглухо зашита металлом.
В лучах солнца и тут видна помятость обшивки...

   Вскоре должен был быть вылет этого борта, поэтому мы поехали на точку вблизи торца ВПП чтобы снять его.
Съемка в контровом свете сложна, зато полученный результат радует мягкими золотыми цветами.

   На исполнительном - за секунды до начала разбега.

   Разбег. 
На переднем плане - огни PAPI - они меняют цвет с красного на белый в зависимости от угла взгляда на них. Эти углы настроены так, чтобы визуально контролировать нахождение в глиссаде при посадке.

   На максимальной мощности во взлетном режиме двигатели АИ-20М сильно коптят. Экологи негодуют...
Старик дает жару!

Комментариев нет:

Отправить комментарий