суббота, 9 ноября 2019 г.

Ретро обзор - Sony Walkman WM-EX-662 - разбираемся в механике логического привода

   Год назад я рассказывал о топовом кассетном плеере фирмы Sony Walkman WM-EX612. Сегодня у меня в руках еще одна модель из топовой, 600-й серии плееров фирмы SONY - Sony Walkman WM-EX-662. И в этот раз мы разберем его основательнее, и разберемся как работает лентопротяжный механизм с логическим управлением.

   Большая цифра в названии модели говорит о более высоком уровне. В данном случае он выражается более богатым функциональным оснащением, наличие LCD экрана на пульте дистанционного управления, более совершенным лентопротяжным механизмом. С последним, позже мы познакомимся поближе. А пока посмотрим на плеер с разных сторон.

   Как и все остальные плееры в 600-й линейке, WM-EX-662 работает от плоского аккумулятора. Благодаря этому удалось достичь таких компактных размеров.

   Также возможная работа с батарейным блоком на одну батарею типа АА.

   С лицевой стороны находятся кнопки управления воспроизведением. По совмещению, при одновременном нажатии с кнопкой FUNCTION они позволяют активировать вспомогательные функции наподобии шумоподавления (Dolby B), усиления басов, ограничителя уровня громкости и функции пропуска пауз на ленте.

   Справа от блока клавиш находится индикатор работы плеера.
Также присутствует индикация вспомогательных режимов.

   Плеер оснащен двумя системами усиления низких частот - MegaBass и Groove. Они включаются последовательно, и работа каждой из них отображается своим индикатором.

   На верхней грани находится рычажок открытия крышки кассеты.

   Так как управление всеми режимами полностью электронное - нижняя грань свободна от любых переключателей.

   На правой грани находится регулятор громкости, переключатель HOLD защищающий от случайного нажатия клавиш в кармане, и разъем для наушников и проводного пульта.

   На левой грани крышка батарейного отсека и разъемы для батарейного блока.

   Крышка кассеты, как обычно для топовых плееров сзади.
Крышка металлическая.

   Также сделаны из металла все направляющие в которые вставляется кассета и шасси на котором собран лентопротяжный механизм.
Как и полагается высококлассному плееру - тонвал защищен трубкой и открыт только в месте контакта с лентой. Кроме того для лучшего сцепления он в этом месте немного шершавый.

Разборка

   Как обычно разберем плеер и посмотрим что там внутри.
   Для снятия передней крышки крышки нужно открутить по два винта сверху и снизу.
После чего можно снять половину корпуса и открывается вид на внутреннее устройство плеера.

   Первое что обращает на себя внимание - разный размер маховиков. Вроде-бы как упрощение? Но учитывая что применяется многополюсный бесконтактный двигатель, оборотами которого можно очень точно управлять - то такое упрощение должно оказывать минимальное влияние на качество звучания (если вообще способно оказать сколь-нибудь заметное влияние).

   Плеер попал в мои руки в неисправном состоянии. Заменой пассика удалось его реанимировать частично - он заработал, но при работе издавал странные щелчки и скрежет. Пришлось разбирать его дальше, чтобы добраться до лентопротяжного механизма.
   Первой неожиданностью было то, что открутив все винты которыми плата крепится к корпусу - снять плату было невозможно - что-то ее держало. Изучив инструкции в интернете узнал, что нужно отпаять контакты соленоида, который управляет режимами лентопротяжного механизма и жестко закреплен на основании плеера. Также рекомендовалось отпаять от платы контакты электродвигателя - но я просто открутил его и снял вместе с платой.
Красным отмечены два контакта которые нужно отпаять.

   Также для удобства я открутил крышку кассетного отсека, и снял среднюю рамку - таким образом оставил только шасси с лентопротяжным механизмом.
Лентопротяжный механизм во всей красе. Круг слева - место мотора.

   Плата снятая с плеера.

   На плате предусмотрено место для разъема блока питания.
Дело в том что данная плата применялась также в плеере WM-EX550, который был аналогом WM-EX-662 но работал от стандартной батареи формата АА. В нем был предусмотрен разъем для внешнего блока питания.

   Плата с обратной стороны.

   Более крупно оптический датчик автостопа, и список моделей в которых применялась данная плата.

Лентопротяжный механизм

   Мне всегда было интересно, КАК японские инженеры смогли сделать устройство в столь компактном корпусе, обладающее при этом логическим управлением - плеер сам включает режимы, опускает головку и переключает стороны воспроизведения - не нужно пальцем нажимать на тугие клавиши. Поэтому было так интересно разобраться в логике работы лентопротяжного механизма.
   Для начала посмотрим на механизм со стороны кассеты.
Тут все классически - два тонвала закрытых латунными трубками, сверху два прижимных ролика. Ближе к центру две пластиковые направляющие, которые входят в отверстия в кассете - по центру - головка с 4-мя дорожками - по 2 дорожки в каждом направлении воспроизведения.

   Ближе - направляющая, тонвал и ролик воспроизведения стороны А.
Перед роликом - крюк фиксирующий крышку кассетоприемника.

   Тоже самое, только с другой стороны - тонвал воспроизведения стороны В кассеты.

   Так выглядит датчик открытой крышки кассетоприемника.

   Общий принцип действия лентопротяжного механизма такой. Лента протягивается между тонвалом и роликом. Перед тонвалом находится воспроизводящая головка - таким образом через голову перемещается натянутая лента с стабильной скоростью движения. Протянутая лента накручивается на приемную катушку. Скорость вращения приемной катушки никак не синхронизирована с скоростью тонвала - в начале и конце кассеты эти скорости различны. Должно обеспечиваться проскальзывание приемной катушки относительно тонвала.
   А сейчас мы перевернем лентопротяжный механизм, и попробуем разобраться как все это было реализовано инженерами фирмы SONY.

   Для доступа к конструкции лентопротяжного механизма, снимем тонвал стороны А, который через шестеренку передает вращение на всю остальную механику плеера.
Снятый тонвал с маховиком. Видна шероховатость тонвала в месте контакта с лентой.

   А также шестеренку обеспечивающую передачу момента на командную шестерню. И большую шестерню приводящую в движение приемные катушки кассеты.
Открывается такой вид.

   Тут можно увидеть что изменение режимов задает командная шестерня с помощью соленоида. При подаче напряжения на катушку соленоида, якорь выталкивается и сдвигает белую тягу, которая смещает командное колесо так, что его зубья входят в зацепление с зубьями белого колеса, которое приводится в действие от маховика, тем самым проворачивая командную шестерню на определенный угол, пока белая тяга от соленоида снова не упрется в упор на грани колеса а его зубцы не выйдут из зацепления.
   После срабатывания соленоида - видно что зубцы командного колеса сместились и теперь будут в зацеплении с белым колесом и получают вращение от маховика.

   Вот так выглядит якорь соленоида.

   А это командное колесо сверху. Видны три сектора - Воспроизведение стороны В, воспроизведение стороны А и пауза. Именно в таком порядке они переключаются.

   Нижняя сторона командного колеса. Именно по этим каналам перемещается штырек закрепленный на тяге лентопротяжного механизма для переключения режимов.

   Белая стрелка показывает штырек, который перемещается вращением командного колеса.

Теперь рассмотрим как все это работает.

   Для лучшего понимания, я обвел разным цветом различные функциональные части лентопротяжного механизма.
   Зеленым обведен узел крепящий магнитную головку. Красным - узлы связанные с прижимными роликами. Желтым - главную тягу которая задает режим - пауза, сторона А, сторона В. Синим - тяги преобразующие движение главной тяги вправо-влево, в движение вниз тяги прижимного ролика. Справа вверху серая тяга обведенная белым - это защелка крышки кассетоприемника.
В данной позиции лентопротяжного механизма - ни один режим не включен, головка поднята вверх. Плеер готов к приему кассеты.

   Первым включается режим воспроизведения стороны В. При этом желтая тяга движется вправо, и своим выступом сдвигает левую синюю тягу (точка 1). Синяя тяга другим концом, через ось вращения опускает красную тягу прижимного ролика вниз (точка 2). Тяга прижимного ролика, своим выступом опускает магнитную головку к ленте (точка 3).

   При следующей сработке соленоида желтая тяга перемещается максимально влево, при этом проделывая вышеописанные операции но теперь с прижимным роликом стороны А.

   При следующей сработке соленоида, желтая тяга занимает среднее положение, не взаимодействуя с тягами прижимных роликов, магнитная головка поднимается немного вверх, но полностью подняться ей не дает стопор фиксатора крышки кассетоприемника (обведено красным). Головка остается частично возле ленты (но выше чем в режиме воспроизведения) - это сделано для реализации функции поиска по паузам.
При открытии крышки, освобождается замок и магнитная головка возвращается в верхнее положение.

   Узел подмотки работает следующим образом. В режиме воспроизведения, желтая тяга вместе с тягами прижимных роликов отклоняет небольшую шестеренку с острыми зубцами обеспечивая передачу вращения на нужный узел подмотки.
   В режиме перемотки вступает в действие нижняя высокая шестеренка - ее крепление поднимается вверх, так что она входит в зацепление с большой шестеренкой с металлический сердцевиной. Маленькая шестеренка может перемещаться по дуге вдоль изгиба большой шестерни, таким образом при вращении большой шестерни в разные стороны, маленькая шестеренка перекатывается от одного колеса к другому, передавая вращение на разные узлы подмотки.

   Шестерня с металлической сердцевиной конструктивно состоит из двух частей, не связанных жестко друг с другом. Внутренняя шестеренка (черная) может проворачиваться относительно внешней белой. Тем самым обеспечивается постоянное натяжение ленты на катушке подмотки.

   В плеере реализован оптический автостоп. На шестерню автостопа нанесены светлые и темные секторы, и оптический датчик отслеживает их чередование.
Шестерня автостопа жестко связана с осью подмотки стороны В.

   Интересной особенностью плеера было изменение натяжения пассика. В режиме перемотки и первого включения натяжение было максимальным. Но в режиме воспроизведения натяжение пассика ослаблялось, тем самым снижалась нагрузка на мотор и уменьшалось энергопотребление плеера. Изменение натяжения пассика осуществлялось с помощью изменения положения ролика-натяжителя (в верхнем левом углу лентопротяжного механизма). С помощью пружины ролик оттягивается в режим максимального натяжения.

   А горизонтальным перемещением большой тяги (выше по тексту обведенной желтым) он прижимается ближе к маховику, тем самым ослабляя натяжение.

   Вот так одновременно просто и хитроумно, с помощью одного соленоида осуществляется смена режимов работы плеера их перебором. При этом миниатюрность и точность перемещения частей лентопротяжного механизма вызывает чувство восторга. Особенно вспоминая лентопротяжные механизмы дешевых плееров которыми я владел 20 лет назад.
   Прокручивая механизм рукой создается впечатление что включение режимов перебором будет долгим, например после воспроизведения стороны В включение перемотки, для чего нужно пройти воспроизведение стороны А, а после чего выйти в режим перемотки. Но на самом деле эти все занимает доли секунды - пару щелчков и плеер выполняет нужную команду - чудеса японской инженерии!
   После чистки лентопротяжного механизма посторонние щелчки уменьшились, но полностью не пропали. Кроме них присутствует большая детонация (дрожание звука при воспроизведении), поэтому оценить адекватно качество воспроизведения не представлялось возможным. А данный плеер пополнит мою коллекцию портативного аудио, и возможно когда-то послужит донором запчастей...

Комментариев нет:

Отправить комментарий