воскресенье, 24 ноября 2019 г.

ЧЗО 2019 - Часть 3. Градирни третьей очереди ЧАЭС, пруд охладитель

   Следующим пунктом в программе посещения ЧЗО был остров третьей очереди ЧАЭС, где мы посмотрели недостроенную градирню, высыхающий пруд-охладитель и посетили базу занимавшуюся исследованиями экологии пруда-охладителя.
ЧАЭС
Красным обведена ЧАЭС, желтым - искусственный остров где начали строить третью очередь ЧАЭС, синим стройка 5-го и 6-го энергоблоков, белым - градирни для охлаждения третьей очереди. 

Часть 1 - Чернобыль, Детский сад в селе Копачи
Часть 2 - РЛС "Дуга"
Часть 3 - Градирни третьей очереди ЧАЭС, пруд охладитель
Часть 4 - ЧАЭС, ЖД станция Янов, пожарная часть в Припяти
Часть 5 - Припять


  Первой нас встречает градирня для охлаждения шестого энергоблока. Степень ее готовности оценивают в 15 процентов. Перед градирней находится складская площадка, которая используется в настоящее время организациями выполняющими демонтаж АЭС и попасть к ней проблематично. Поэтому идем смотреть на вторую градирню.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Для того, чтобы прийти к градирне пятого энергоблока пришлось пару сотен метров пойти по шпалам железной дороги. Хоть ветка была сооружена более 30 лет назад, выглядит как новая. Причина в том, что ей практически не пользовались.
ЧАЭС, ЖД дорога

   Сойдя с железной дороги видим на бетонном блоке еще одно новое граффити, намекающее что мы на верном пути.
ЧАЭС, граффити

   Наткнулся на высоковольтный изолятор, сделанный в 1984-м году - напоминание что мы на территории электростанции.

   Прошли через небольшую свалку
Артефакт советских времен - автомат для разлива воды.

   Вот так пробираясь через лесопосадку и свалку, незаметно подбираемся к второй градирне. Градирня имеет высоту 110 метров и диаметр у основания 60 метров. После завершения стройки высота должна была составить от 150 до 170 метров (информация в разных источниках различна).
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Степень готовности большей градирни около 80%. Можно посмотреть ближе на строительные леса использовавшиеся для монтажа опалубки для заливки градирни.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   А вот мы уже внутри. Несмотря на безветренную теплую погоду внутри дует сильный ветер. Собственно, конструкция башни градирни и предназначена для создания принудительной тяги воздуха. Ниже я постараюсь немного подробнее рассказать об устройстве градирни башенного типа.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Градирни ЧАЭС должны были быть предназначены для охлаждения воды второго контура реакторов третьей очереди (второй контур охлаждения не контактирует с радиоактивными элементами и вода в нем безопасная). Для этого горячая вода разбрызгивается сотнями фонтанчиков внутри градирни, после разбрызгивания она стекает вниз по специально установленным вертикальным плитам тем самым охлаждаясь. Для лучшего охлаждения внутри градирни предусмотрен поток воздуха снизу-вверх. Поток воздуха создается за счет тяги создаваемой разницей атмосферного давления между верхней и нижней точками градирни (по аналогичному принципу работает печная труба).
   Оптимальные размеры градирни рассчитывают математическими методами, высоту, диаметр и профиль трубы.
Конструкция градирни
Конструкция башенной градирни

   После того как разбрызганная горячая вода обдувается восходящим вверх потоком воздуха она охлаждается, частично испаряясь. Но основная масса воды, охладившись на 10-15 градусов падает дождем в бассейн. Потери испаренной воды нужно пополнять, закачивая в систему охлаждения свежую воду, а из-за испарения над градирней образуется облако пара (не дыма).

   Вот так выглядит дождь падающей сверху воды.
Фото с просторов интернета.

   Из бассейна охлажденная вода, в случае третьей очереди ЧАЭС, должна была сливаться в пруд-охладитель. Градирни были введены в проект системы охлаждения ввиду того, что не было больше возможности увеличивать площадь пруда-охладителя.
   Закончив с теорией вернемся снова в недостроенную градирню. Видны опоры, на которых должны были монтироваться трубы, подающие воду, и вертикальные пластины по которым вода должна была стекать вниз.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Справа видны частично смонтированные вертикальные пластины для стекания воды.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Крупнее. После полной постройки градирни такие пластины должны были занимать всю ее площадь.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Строительные леса с внутренней стороны. Отсюда монтировалась внутренняя часть опалубки. Переходы между уровнями были крытыми.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   В одном месте строительные леса обрушились… Строительство было остановлено 33 года назад - за это время металлоконструкции приходят в негодность, а деревянные перекрытия сгнивают. Поэтому нахождение внутри градирни довольно небезопасно - в любой момент конструкции могут обрушиться.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   К 30-й годовщине Чернобыльской катастрофы австралийский художник нарисовал мурал внутри градирни. Мурал нарисован с фотографии украинского фотографа Игоря Костина, на которой изображен один из врачей, работавших с ликвидаторами аварии в первые дни катастрофы.
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   Прощальный взгляд на градирню. Идем дальше...
ЧАЭС, градирня третьей очереди

   После посещения градирни мы пошли на берег пруда-охладителя ЧАЭС. Пруд-охладитель был предназначен для охлаждения воды вторых контуров первой и второй очередей ЧАЭС (энергоблоки 1-4). По всей длине пруд разделен дамбой, благодаря которой горячая вода поступающая в пруд не смешивалась с охлажденной, отбираемой для охлаждения реакторов, и проходя полный путь максимально охлаждалась.
ЧАЭС, пруд-охладитель

  Таким образом вода в пруду циркулировала, проходя полный круг охлаждалась до рабочей температуры. Благодаря дополнительно установленным градирням, реакторы третьей очереди не должны были повысить температуру воды.
   Приведенный выше спутниковый снимок был сделан несколько лет назад - тогда пруд-охладитель еще был заполнен водой. Сейчас-же, в связи с полной остановкой реакторов на ЧАЭС, и отсутствии необходимости в пруду, насосы поддерживающие его уровень были выключены, и уровень воды стал падать. Более свежие снимки выглядят уже так.
ЧАЭС, пруд-охладитель
Видны контуры первой очереди пруда-охладителя. При строительстве станции он был меньше, а с запуском второй очереди (энергоблоки 3 и 4) ЧАЭС, площадь пруда также увеличили.

   Подробнее с устройством градирен и пруда-охладителя можно ознакомиться в этом видео на Ютубе:

   А вот такая панорама открылась на берегу. Уровень воды сильно опустился, пруд мелеет.
ЧАЭС, пруд-охладитель

   Вот еще одно фото передающее масштаб происходящего...
ЧАЭС, пруд-охладитель

   Дно пруда радиоактивно грязное. Вся радиоактивная пыль, упавшая в воду после аварии осела на дне, где тихо лежала в иле три десятка лет. Сейчас пруд медленно осушают, чтобы места где отступила вода успели зарасти травой и кустарником, которые укрепят почву своей корневой системой, и не дадут радиоактивной пыли разноситься ветрами.
   Научная база находившаяся на берегу пруда занималась изучением влияния радиоактивности на экосистему пруда. Также важной задачей было поддержание экосистемы в балансе, чтобы пруд не загрязнялся излишне, и не было перенаселения какими-то видами живых организмов. Проводили эксперименты по приспособлению различных видов рыбы к условиям пруда - температура воды в нем была выше чем в окрестных водоемах, что позволяло жить более теплолюбивой рыбе.

   Вот в таких “колбах” разводили мальков рыбы, которых потом выпускали в пруд.


   Деятельность научной базы была прекращена во второй половине нулевых годов, в связи с полной остановкой реакторов ЧАЭС.

   Рядом с базой лежит старая пожарная машина. Можно было сделать атмосферные фотографии. Правда они были-бы еще атмосфернее, если бы вместо яркого солнечного дня была-бы пасмурная погода...
ЧАЭС, пожарная машина

   Возле этой машины гид рассказал, что до недавнего времени она была полностью целая - стояла на колесах. Пока в один из дней, приведя очередную группу туристов в Зону, не увидели машину, лежавшую на боку и со снятыми колесами.
ЧАЭС, пожарная машина
Дожди еще даже не успели смыть остатки земли...

   Своими силами вернули машину в прежнее положение. 
ЧАЭС, пожарная машина

   Машина 1985-го года выпуска - на момент аварии практически новая!
ЧАЭС, пожарная машина

   Как оказалось, какой-то из обслуживающих зону организаций, понадобились запчасти к ходовой ЗИЛ-а. А так как данная машина не принимала участие в тушении пожара на ЧАЭС 26 апреля 1986-го года, и не была радиационно загрязнена, то недолго думая, подогнали бульдозер, перевернули ее и сняли необходимые запчасти.
ЧАЭС, пожарная машина

   С одной стороны - практично - чего добру пропадать… Но в словах гида звучала обида. Обида за надругательство над Зоной…
   Эта тема звучала многократно во время нашей поездки - человек, различные организации работающие в ЧЗО, государство, просто разграбляют зону. Каждый на своем уровне, вместо того, чтобы превратить зону в заповедник, оставить все как есть, как это было в 1986-м году. Вместо того, чтобы превратить Зону в памятник, памятник человеческой небрежности и халатности. Наглядное напоминание о том, к чему может привести наплевательское отношение к своим обязанностям на различных уровнях. Да наконец в знак уважения к десяткам тысяч человеческих судеб и жизней, которые затронула катастрофа на ЧАЭС. Но вместо этого человек просто эксплуатирует зону в угоду своим целям. Начиная с мародеров, вывозивших радиаторы отопления на металл еще в начале 90-х, и заканчивая различными организациями, работающими в Зоне и использующих ее ресурсы в своих целях. 
   Впрочем, это отношение можно масштабировать на человеческую цивилизацию в целом и использование ресурсов планеты Земля - безо всякого к ней уважения...

   И в конце этой части покажу времянку находящуюся на берегу. Мне она показалась словно сошедшей с экрана игры STALKER.

Комментариев нет:

Отправить комментарий