Во время прошлогоднего “полета ради полета”, который проводила авиакомпания МАУ, одним из пунктов программы было посещение кабины флагмана флота МАУ - дальнемагистрального гиганта Boeing 777 с регистрационным номером UR-GOA.
Приглашаю Вас вместе со мной посмотреть как выглядит рабочее место пилотов дальнемагистрального лайнера. Идем в кабину!
Эргономика кабины Boeing 777 напоминает кабину Boeing 737 NG, в которой мы уже побывали ранее. Только тут все гораздо просторнее и цветовая гамма приятнее.
В моем блоге уже был развернутый пост про устройство кабины среднемагистрального Boeing 737 поколения NG, поэтому сегодня я не буду излишне грузить Вас фактами и описаниями различных кнопок, приборов и индикаторов.
Кабину Boeing 777 можно отнести к второму поколению Glass Cocpit, где цифровые дисплеи не дополняют аналоговое приборное оборудование, а полностью заменяют его, обеспечивая отображение в одном месте информации которая ранее выводилась на множество различных аналоговых приборов и индикаторов.
Начнем с основных дисплеев, которыми оснащены рабочие места КВС (командира воздушного судна) и второго пилота. Тут все как и на среднемагистральном 737 поколения NG.
Главным является PFD - Primary Flight Display, что переводится как основной полетный экран. Большую его часть занимает авиагоризонт - показывающий пространственное положение самолета - крен и тангаж. Еще на нем отображается информация о скорости самолета, его высоте полета, вертикальной скорости (набор или потеря высоты). Также на этот дисплей выводятся индикаторы множества режимов управления самолетом и автопилотом.
На втором экране, называемом ND - Navigation Display, что переводится как навигационный экран, отображается положение самолета относительно наземных ориентиров. Компас, маршрут полета забитый заранее в бортовой компьютер, радиомаяки, аэропорты, другие самолеты в воздухе. Кроме этого, на навигационный экран выводятся данные погодного локатора.
Слева дисплея PFD находятся часы - крайне важный инструмент в навигации самолета.
Рабочее место второго пилота оснащено таким-же комплектов из двух мониторов. Между дисплеями КВС и второго пилота находится центральный экран отображающий информацию про работу двигателей, гидросистем и остаток топлива в баках.
Левее его - резервные приборы. Они могут быть как аналоговые - тогда устанавливаются отдельные приборы - авиагоризонт, высотомер и указатель скорости. Или-же все эти данные могут отображаться на единственном цифровом приборе, как в нашем случае. Важным тут является то, что этот резервный маленький прибор, фактически дублирующий основные показатели PFD, работает полностью автономно от остальных электронных систем самолета, и сохраняет свою работоспособность от аккумулятора даже в случае выхода из строя всей авионики. Также подобные приборы используются в малой авиации, где они выполняют роль основных пилотажных приборов.
Правее центрального дисплея - блок отвечающий за уборку/выпуск шасси. На Boeing 777, ручка уборки/выпуска шасси электронная и просто замыкает концевики, а не физически открывает и закрывает гидравлические краны как на младшем брате Boeing 737, поэтому ее размеры гораздо меньше. Ниже ручки уборки/выпуска шасси находится переключатель уровня автоматического торможения самолета на полосе.
Кстати, несмотря на наличие полноценных штурвалов в кабине пилотов, самолет Boeing 777 управляется fly-by-wire - то есть штурвалы и вообще органы управления механически не связаны с управляющими поверхностями, а все управление идет через снятие датчиками изменения положений органов управления, и передачи по проводам сигналов к механизмам приводящим в действие управляющие поверхности самолета.
Между креслами пилотов находится блок РУД-ов - рычагов управления двигателями. Два больших рычага по центру управляют тягой левого и правого двигателей. Также на РУДах находятся рычаги включения реверса. Правее РУДов - переключатель положения закрылков, левее - рычаг управления воздушными тормозами - спойлерами или интерцепторами. Еще левее - управление триммированием самолета.
Между блоком РУДов и приборной панелью находится еще один экран. Но в отличие от Boeing 737, где этот дисплей может показывать ограниченное количество информации, Boeing 777 позволяет выводить на него массу различных показаний о работе множества систем самолета, выбирая необходимую для отображения информацию.
По бокам от шестого дисплея находятся терминалы ввода информации в бортовые компьютеры самолета CDU - Central Display Unit. Это терминалы управления бортовым компьютером самолета FMC - Flight Management Computer. С помощью этих терминалов, в бортовой компьютер самолета вносится вся информация о предстоящем полете - аэропорт вылета, маршрут полета, включая этапы набора высоты и снижения, загрузка и центровка самолета, уровень топлива в топливных баках и многое другое. На основании этой информации, автопилот самолета может взять на себя управление сразу после взлета и привести самолет к ВПП аэропорта назначения, отдав под правление пилотов непосредственно на прямой перед посадкой. Или-же, при наличии необходимого оборудования в аэропорту - совершить посадку в автоматическом режиме.
За блоками РУДов находятся управление радиостанциями для голосовой связи с диспетчерами и другими бортами, задания навигационных радиочастот, управление уровнями громкости от различных аудиоисточников. Посередине панели расположен третий блок CDU, который отвечает за работу системы спутниковой связи Satcom. С ее помощью самолет может оставаться на связи даже в местах где отсутствует радиосвязь, что особенно актуально при полетах над океаном.
В козырьке над панелью приборов находится блок автопилота. Крутилками задаются скорость самолета, направление и высота полета. А в случае необходимости изменения высоты - скороподъемность. Этот параметр указывает с какой скоростью самолет будет набирать или терять высоту.
Во время полета на эшелоне пилоты редко используют штурвалы для управления самолетом - при необходимости скорректировать заранее запрограммированный маршрут, удобнее это сделать с помощью панели управления автопилотом.
По бокам панели автопилота находятся переключатели отвечающие за отображение информации на навигационном дисплее. Крутилками выбираются режимы работы дисплея, масштаб карты, и кнопки включают отображение различных объектов - навигационные точки, радиомаяки, аэропорты, рельеф местности и погодный радар. Также тут устанавливается давление для барометрического высотомера.
Над головой пилотов находится панель называемая overhead. Тут сосредоточено управление второстепенными функциями не связанными напрямую с пилотированием и навигацией. Чем дальше от лобового стекла находятся переключатели - тем реже ими пользуются пилоты.
В первом ряду идут выключатели посадочных и рулежных фар, навигационных огней и проблесковых маячков. Также тут находится выключатели табло “пристегните ремни”, для пассажирского салона.
Посередине - резервный аналоговый компас.
Тут можно заметить что строение overhead гораздо ближе к электронному A320, чем к Boeing 737
Еще дальше начинается панель предохранителей. Она находится уже за спинами пилотов, и в нормальном полете не используется.
Общий вид кабины пилотов Boeing 777
На этом на сегодня все.
Если Вам понравился этот пост - пишите в комментариях, подписывайтесь на блог и мою страницу в Facebook. Репост также крайне приветствуется.
Комментариев нет:
Отправить комментарий