четверг, 4 октября 2018 г.

Мысли о мобильной фотографии. Часть первая - обзорная.

Часть первая - обзорная.
Лет 20 назад - все было проще. Хочешь послушать музыку на прогулке - выбирай Walkman, компактный плеер, хочешь сделать фотографию - к твоим услугам фотоаппарат. Ну а для разговоров использовался стационарный, или мобильный (но тогда это было круто и дорого) телефон. Первым “сдался” плеер - в 2000м году, в пик расцвета формата MP3, появляется мобильный телефон Siemens SL45 оснащенный слотом для карты памяти и аппаратным MP3 декодером. Фотоаппарат “боролся” дольше. Гораздо дольше, по меркам развития индустрии.
Картинки по запросу так это ты отнял у нас работу
Камеры в мобильных телефонах начали появляться в 2002м году, сначала в топовых моделях, а в 2004м придя в средний сегмент. Но тем не менее оставаясь скорее забавной игрушкой, непригодной ни на что, кроме фотографии визитки или объявления. Я, чуть больше года, пользовался телефоном этого поколения камерофонов Siemens CX65 и свои впечатления о нем расскажу позже.

   Впервые о камере в мобильном телефоне, не как об игрушке, заявила фирма Sony Ericsson в 2005м году, представив свой флагман K750i. Аппарат был оснащен 2-х мегапиксельной камерой с автофокусом (впервые на рынке), позволяющей делать очень достойные снимки. В хороших условиях съемки он вполне мог заменить собой “мыльницу” - компактный фотоаппарат. А если вспомнить, что только недавно, в широких кругах, произошел переход от пленки к цифре - то становится понятен масштаб революции - еще несколько лет назад нужен был отдельный фотоаппарат, пленка, проявка, печать. А сейчас, почти тоже самое (дешевые мыльницы не были оборудованы зумом, да и автофокусом часто тоже) но в телефоне который всегда с тобой! Правда не все было так радужно. Да, с появление K750 мобильная фотография наконец стала фотографией, но оставалась масса ограничений. Например на K750 хорошие фотографии получались только в идеальных условиях. Чувствительности матрицы не хватало для снимков с плохой освещенностью (вечером, в помещениях). Динамического диапазона не хватало для проработки картинки при ярком солнце из-за чего часто были выбеленные фрагменты. Но, не смотря на это повторюсь - это была революция.


   Компания Sony Ericsson и в следующем, 2006м году продолжала задавать уровень качества и функциональности для камерофонов со своим следующим флагманом Sony Ericsson K790i. На этот раз было увеличено разрешением матрицы до 3,2 Мп, добавлена импульсная вспышка (как во “взрослых” фотоаппаратах), Улучшена программная часть и вообще качество снимков.  Но теперь Sony Ericsson не была одинока в сегменте камерофонов. Например фирма Nokia представила свой топовый смартфон N93 оснащенный оптическим трехкратным зумом! Напомню, что это было лето 2006-го года, когда еще 2 года назад нормой была 1 Мп (или даже VGA) камера, безо всякого автофокуса и вспышки.

   Но после такого стремительного скачка в качестве мобильных камер последовало длительное затишье. Да, увеличилось разрешение матрицы до 5, а позже и 8 Мп у топовых аппаратов. Но ничего нового это не принесло. Гораздо важнее было улучшение камер в бюджетном сегменте. Но даже несмотря на это они с трудом могли называться “фотоаппаратами”.

   К концу нулевых на рынке мобильных телефонов было затишье, которое сменилось революцией смартфонов в начале 2010-х. И как раз после широкого прихода смартфонов начался новый виток развития мобильной фотографии. Сенсорный экран принес возможность фокусироваться на произвольном объекте в кадре - то, чего нет даже в топовых зеркалках с их фиксированными точками фокусировки! Но с другой стороны, производители пошли по пути упрощения - аппаратная, двухпозиционная кнопка спуска затвора, сначала стала экзотикой, а потом и вовсе перестала встречаться в смартфонах. Также из мобильных устройств пропала импульсная вспышка.

   Более важным было то, что за 5-6 лет с момента появления первых камерофонов, до начала “эры смартфонов”, далеко шагнули вперед как характеристики матриц, так и скорость процессоров, выполняющих обработку изображений. Так появилась возможность записи высококачественного видео в HD разрешении. Плавного, без рывков и артефактов компрессии. Динамический диапазон и чувствительность матриц также выросла, и снимки в помещении перестали быть шумными и смазанными. Ближе к середине 10-х, у большинства пользователей отпала надобность в компактном фотоаппарате - мыльнице. Функции съемки “на каждый день” взяли на себя смартфоны. Топовые модели А-брендов, с каждым поколением кроме скорости процессора, объема памяти и качества экрана, в обязательном порядке соревновались между собой в качестве фотокамер. И если в самом начале гонки, планку качества задавали такие бренды как Apple, Samsung, LG, то на текущий момент флагманы китайских брендов, таких как Huawei или Meizu, вполне успешно с ними соперничают в фоточасти.

   Трендом последних лет, в мобильной фотографии являются многокамерные устройства.

Причем разные производители видят применение второй камеры по разному. Если большинство использует вторую камеру, как вспомогательную, дополнение к основной. Часто вторая матрица черно-белая, то есть работающая только с яркостью. За счет чего обладает большей чувствительностью. И программная обработка информации с двух матриц позволяет значительно увеличить чувствительность и качество снимков при недостаточном освещении, контрастность, динамический диапазон. А также более грамотно применять программное размытие фона (имитация боке). Но некоторые компании нашли более грамотное применение второй камере, чем банальное увеличение контрастности. Например в аппаратах iPhone - вторая камера обладает большим фокусным расстоянием чем основная - телеобьектив. Или простыми словами - она приближает картинку. Вместо сложного, громоздкого и капризного в столь компактных устройствах как смартфоны, оптического зума, есть две камеры - “общий план” и “приближение”. Совсем другой взгляд на вторую камеру выбрала компания LG - вторая камера устанавливаемая в флагманах последних лет - широкоугольная. То есть она позволяет захватить в кадр даже больше, чем мы видим глазами. По моему мнению, LG выбрала более правильное применение для второй камеры. Ведь телеобьективы обычно ассоциируются с “серьезными” фотографами, снимающими репортажи, дикую природу и т.д. А вот снять компанию друзей в тесной комнате, и чтобы все поместились в кадре - это как раз типичное применение камеры смартфона, и это то что позволит широкоугольная камера.

   Ну и завершая первую статью с мыслями о мобильной фотографии я приведу несколько снимков, иллюстрирующих прогресс в качестве мобильного фото. Все снимки были сделаны мной, на различные аппараты которыми я пользовался в различное время, и размещены в хронологической последовательности.



2004й год. Фото на Siemens CX65 днем

2004й год. VGA камера Siemens CX65 при съемке ночью

2006й год. Фото на Sony Ericsson K790i в условиях хорошей освещенности

2006й год. Фото на Sony Ericsson K790i в условиях плохой освещенности

2010й год. 5 Мп Samsung Galaxy S1 - фото в хороших условиях

2010й год. Samsung Galaxy S1 - фото при недостаточной освещенности

2012й год. 8 Мп Samsung Galaxy S3 - фото днем

2012й год. Samsung Galaxy S3 - фото ночью

2016й год. LG G5- фото при хорошем освещении

2016й год. LG G5- фото ночью

2016й год. LG G5- фото на широкоугольную камеру на улице
2016й год. LG G5- фото на широкоугольную камеру в помещении




Комментариев нет:

Отправить комментарий