вторник, 28 января 2020 г.

Киевский Музей авиации - самолеты КБ Туполева

   Во второй части моего рассказа посвященному обзору экспозиции Государственного музея авиации (первую часть можно посмотреть тут) я расскажу про пассажирские самолеты разработанные в КБ Туполева и представленные для осмотра в музее.
   Начнем с самого интересного - первого советского (и второго в мире) реактивного пассажирского самолета - Ту-104. Музейный борт относится к первой партии - выпущен в сентябре 1956-го года, а уже в марте 1961-го был списан из эксплуатации и передан как учебное пособие для Киевского института инженеров гражданской авиации (сейчас НАУ).

   Задание на разработку реактивного пассажирского самолета КБ Туполева получило летом 1954-го года, а уже через год, летом 1955-го года, в небо поднялся первый самолет Ту-104. Такой короткий срок разработки и производства в металле нового лайнера стал возможен благодаря тому, что пассажирский Ту-104 во многом унифицирован с военным бомбардировщиком Ту-16. Ту-104 использует такое-же крыло, хвостовое оперение, двигатели, шасси. Был увеличен размер фюзеляжа, и крыло смещено вниз. Но общая концепция самолета очень похожа, что хорошо видно по этому снимку фюзеляжа с двигателями по бокам.

   Первые самолеты Ту-104 могли перевезти 50 пассажиров на расстояние в 2700 км. Более поздние модификации могли взять на борт уже около 100 пассажиров, но дальность полета уменьшилась до 2100 км. 
   Заканчивая короткий рассказ про Ту-104, скажу что его летный век был недолгим. В связи с конструктивными недочетами, высоким расходом топлива и небольшим ресурсом уже во второй половине 70-х годов самолеты Ту-104 были сняты с пассажирских рейсов.

  Следующий самолет с которым мы познакомимся - Ту-134. Самолет для ближне и среднемагистральных рейсов протяженностью до 2100 км. Впервые поднялся в воздух 1966-м году. Летная жизнь его была гораздо дольше чем у Ту-104 - выпускался более 20 лет, и даже по состоянию на 2020-й год, отдельные экземпляры еще поднимаются в воздух. А совсем недавно совершались и пассажирские рейсы на Ту-134.

   В пассажирском варианте Ту-134 мог вместить до 80 пассажиров. Но благодаря относительно небольшому размеру, также использовался как корпоративный самолет для перелетов делегаций и просто важных людей. Второй представленный в музее борт относится как раз к такой модификации - бывший правительственный борт.

   Ну такой себе ВИП конечно...

   Следующим идет трехдвигательный среднемагистральный Ту-154. Самолет был разработан в конце 60-х годов, и начал пассажирские перевозки в начале 70-х. Мог перевезти до 180 пассажиров на расстояние от 3900 км (первые серии), до 6600 км после замены двигателей на более экономичные.

   Три двигателя размещены в хвостовой части самолета - в 60-70-х годах это было распространенным решением. Перенос двигателей в хвостовую часть уменьшал шум в пассажирском салоне, и также позволял использовать чистое крыло - не было необходимости менять профиль крыла для установки пилонов двигателей.

   Благодаря хорошей аэродинамике Ту-154 является одним из наиболее быстрых пассажирских самолетов с крейсерской скоростью 900-950 км/ч. Для сравнения, современные Boeing и Airbus летают на скоростях 800-850 км/ч.

   На этом обзор пассажирских самолетов КБ Туполева в Государственном музее авиации заканчивается, но я еще расскажу про Ту-142, так как он является “родственником” пассажирского Ту-114. Один из трех сохранившийся на сегодняшний день Ту-114 находится на территории Криворожского авиационного колледжа, куда я планирую поехать, чему посвящу отдельную статью.
   Противолодочный Ту-142 является модификацией стратегического бомбардировщика Ту-95 родом из начала 50-х.

   Выбор в качестве базовой модели Ту-95 не в последнюю очередь обусловлен турбовинтовыми двигателям самолета, являющимися самыми мощными двигателями такого класса, позволяющими находиться в воздухе более 15 часов пролетая расстояние больше 12 тысяч километров. Для бесконечных полетов над океаном в поисках подводных лодок - довольно полезные качества.
Под фюзеляжем виден радар, с помощью которого осуществлялся поиск объектов под толщей океана.

   Турбовинтовые двигатели НК-12 и по сегодняшний день являются самыми мощными в мире двигателями такого типа. Кроме этого, они вместе со сдвоенными винтами вращающимися в противоположных направлениях позволяют самолету летать на высотах более 13 километров с максимальной скоростью более 800 км/ч!
Сдвоенные винты диаметром около шести метров.

Комментариев нет:

Отправить комментарий