Когда мы слышим аббревиатуру Hi-Fi, то в памяти невольно всплывают картинки со строгими и стильными черными (или серебристыми) коробочками, большие отделанные шпоном колонки, и все это непременно в дорогом интерьере.
Но как говорит википедия - Hi-Fi (англ. High Fidelity — высокая точность, высокая верность) — термин, означающий, что воспроизводимый аппаратурой звук очень близок к оригиналу. А если сказать техническим языком - то это просто скучное соответствие аппаратуры техническому стандарту - диапазон частот не менее, искажения на частоте 1000 кГц не более, разделение каналов не менее и т.д.
Так откуда-же взялись эти красивые коробочки украшавшие дорогие интерьеры лет 20 назад, и куда они делись сегодня? Об этом попробуем сегодня поговорить.
Началось все с музыки. Столетиями музыка была “продуктом первой свежести” - должна быть потребляться сразу после приготовления. Иными словами - музыканты играли, певцы пели, а слушатели это слушали.
Первое устройство позволяющее записать звук было представлено в 1877 году Томасом Эдиссном - фонограф. Это было примитивное, полностью механическое устройство, для записи звуковых колебаний на цилиндр покрытый фольгой. Ни о какой музыке речь еще не шла - но стало понятно что звук можно сохранять также как и текст хранится в виде страниц книги.
Следующим шагом, к записи музыки а не просто звуков, стал граммофон представленный спустя 10 лет в 1887-м году. Его ключевым отличием от фонографа была запись на поверхность круглого диска вместо цилиндра. Но главным было то, что запись сигнала была поперечной - направление колебаний записывающего резца было перпендикулярно к направлению записи и параллельно поверхности диска. Иными словами - если первые устройства записывали вглубь канавки, то граммофон записывал вширь. Это позволило в десятки раз снизить искажения записи, увеличить динамический диапазон, и что не менее важно для механической системы - увеличить громкость воспроизводимого звука. После появления устройств позволяющих записывать, тиражировать и воспроизводить звук, началась эра механической звукозаписи.
Зарождение индустрии звукозаписи произошло в 1890-х годах. Первые пластинки имели диаметр близкий к 7 дюймам (175 мм) и изготовлялись из эбонита а позже шеллака - пластмасс природного происхождения. Так как примитивная, полностью механическая, система записи и воспроизведения обладала довольно низкими параметрами, для получения приемлемого качества воспроизведения скорость вращения диска и ширина дорожки были довольно большими. Длительность звучания одной 7-дюймовой пластинки была около 2-х минут. Позже появились пластинки диаметром 10 и 12 дюймов, а также двусторонние - на них канавка с записью была нанесена на обе стороны пластинки.
Как видно из иллюстрации выше, звукосниматель граммофона был массивным и тяжелым, с толстой иглой (которая была изготовлена из мягкого металла, и подлежала замене после воспроизведения одной пластинки). Поэтому и износ таких пластинок происходил довольно быстро.
В 1920-х годах произошла еще одна революция - благодаря развитию электроники, стала возможной запись через микрофон. Да этого момента запись пластинок осуществлялась через большой рупор (иногда этот рупор был встроен в помещение) - на конце которого была мембрана с иглой. Теперь-же сигнал с микрофона усиливался, и приводил в движение электрический резец. Таким образом удалось расширить диапазон частот с 150-4000 Гц до 50-10000 Гц. Появилась возможность услышать не просто мелодию, а уже игру оркестра, и пение исполнителя.
В это время (20-30-е годы) пластинки выпускались с записью одного произведения на одной стороне. И часто продавались в виде альбома, схожего с альбомами для фотографий, который содержал несколько пластинок с композициями одного концерта исполнителя. Такие альбомы стали называть record albums («альбомы с записями»).
Следующей ступенькой эволюции механической звукозаписи стали электропроигрыватели - в них для воспроизведения звука, сигнал снимаемый с иглы усиливался в электронном виде. Это позволило уменьшить силу прижима иглы к поверхности пластинки (а значит и износ пластинки), размеры иглы (ведь теперь игла перемещаясь по канавке не должна “добывать” слышимый громкий звук), а также улучшить диапазон частот до 50-16000 Гц. С уменьшением износа пластинки, изменился и материал из которого эти пластинки изготавливались - так появились привычные виниловые диски
До 1940-х годов, безраздельно господствовала механическая звукозапись. Но с развитием электроники, в 1920-х годах начали появляться устройства с магнитной записью звука. Первые аппараты в качестве носителя использовали магнитную проволоку. По качеству записи и воспроизведения такие аппараты уступали пластинкам, уже активно эволюционировавшими к тому времени, но на их стороне был огромный плюс - оперативная запись и воспроизведение. Ведь пластинку так просто не запишешь. Да и после записи, необходимо провести тиражирование и выпуск пластинок для проигрывания. Магнитная звукозапись была лишена этого недостатка.
В конце 20-х, начале 30-х годов появилась магнитная лента. Сначала бумажная, а позже полимерная, с нанесенным магнитным слоем. После появлением магнитной ленты на полимерной основе, а также улучшения электроники магнитофонов магнитная запись обогнала по качеству механическую запись на грампластинках. Но массовое тиражирование пластинок было все-же дешевле и выгоднее для индустрии звукозаписи.
У желающих слушать дома музыку, был еще один вариант - радио. Все эти годы, очень интенсивно совершенствовалась электроника и схемотехника. И кроме передачи голосовых новостей появилась возможность включив радиоприемник послушать музыкальные программы транслируемые радиостанциями.
Радио в то время использовало амплитудную модуляцию, обеспечивающую вобщем-то низкое качество сигнала. Зато не нужно было тратиться на носители (пластинки или ленту), да и можно быть в курсе последних новостей. В 40-х годах, после того, как электронные проигрыватели пластинок заменили механические граммофоны появились радиолы - симбиоз радио и проигрывателя пластинок. Предки “музыкальных центров” которые будут популярны в 1980-2000-е годы.
На 50-60-е годы пришелся расцвет электроники. Совершенствовались электронные лампы, появлялись новые схемотехнические решения призванные уменьшить искажения и шумы, позже полупроводниковые приборы стали вытеснять лампы. И наступило время, когда на прилавке одного магазина могли соседствовать дорогой катушечный магнитофон с топовыми параметрами, и дешевый радиоприемник. Именно в это время, для выделения высококлассной аппаратуры стал использоваться термин Hi-Fi (англ. High Fidelity). Кстати впервые эта аббревиатура была применена еще в начале 30-х годов, в рекламе громкоговорителей. Позже, уже в 70-е годы, расплывчатое определение получило четкий набор цифр которым требовалось соответствовать для возможности полноценно называть свое изделие термином Hi-Fi.
Также в игру вступили маркетологи. Ведь нужно было мотивировать покупателей сделать выбор в пользу продукции именно их фирмы. Так как в то время, технически было очень тяжело обеспечить требуемые параметры в компактном корпусе, и за приемлемую цену - появилось многообразие похожих серебристых (а позже черных) “коробочек” сходного размера, выполняющих определенные функции в тракте воспроизведения звука. Кстати, я не смог найти информацию - когда и почему появился этот размер компонента с шириной около 430 мм. Но он таки появился, и в домах состоятельных людей, имеющих желание (и возможность оплатить это желание) слушать музыку высокого качества, начали появляться стойки с различной аппаратурой.
Но что было важно - купив компонентную стереосистему класса Hi-Fi, покупатель гарантированно получал качество звука недостижимое иными путями (например в портативном магнитофоне или радиоприемнике). Ну и конечно элемент престижа - маркетологи и дизайнеры постарались не хуже инженеров.
Высококлассная аппаратура, кроме своего прямого назначения, также украшала дом своего владельца и подчеркивала его статус.
Существующие ранее источники звука развивались и эволюционировали. Так радио перешло на частотную модуляцию (известное нам FM вещание), что кардинальным образом улучшило качество передаваемого сигнала, уменьшило уровень шумов, расширило частотный диапазон и принесло стереозвук.
Механическая запись, представленная виниловыми пластинками, также эволюционировала - первые, пьезоэлектрические звукосниматели уступили место (в системах высокого класса!) звукоснимателям с подвижным магнитом, или подвижной катушкой, которые оказывали мизерное давление на пластинку, и позволяли получать полный диапазон частот от 10-15 Гц до 25-30 кГц. Появились долгоиграющие пластинки, так называемые LP (Long Play) рассчитанные на скорость вращения 33 оборота в минуту, и позволяющие обеспечить до часа высококачественного воспроизведения.
Магнитная запись развивалась двумя путями. С одной стороны совершенствовались катушечные магнитофоны. Их параметры уже в 60-е годы позволяли выполнять несколько аналоговых копий без заметной потери качества, что использовалось на студиях звукозаписи. Процесс подготовки альбомов был разнесен во времени. Музыканты играли и материал записывался на магнитную ленту. После чего звукорежиссер проводил монтаж материала, и уже исходная мастер-лента (по факту это копия первичной записи!) служила для нарезки пластинок. Это была одна сторона медали. Другой стороной была громоздкость как катушечных магнитофонов, так и самих катушек с пленкой - что для домашнего использования было не очень удобно.
Для решения этих недостатков, в начале 60-х годов была представленная компакт-кассета.
Компакт-кассета использовала такой-же принцип магнитной записи звука, как и катушечные магнитофоны, но представляла собой небольшой футляр, с двумя катушками с лентой. Магнитная лента была более узкой, чем в катушечных магнитофонах, скорость ленты также существенно ниже. Поэтому первые кассеты не были приняты с энтузиазмом, и годились разве что для записи речи. Но на их стороне была компактность, удобство в эксплуатации. И с развитием электроники, к концу 70-х годов, лучшие образцы кассетных дек обеспечивали качество сравнимое с большими катушечными магнитофонами, и не уступающее виниловым пластинкам.
Но вместе с аппаратурой обеспечивающей высокую достоверность воспроизведения (то самое High Fidelity), на прилавках все еще наблюдается засилье электропроигрывателей с пьезоэлектрическим звукоснимателем, кассетной аппаратуры низкого класса, различных магнитол и музыкальных центров основной задачей который было обеспечить громкий звук, без оглядки на шумы и искажения. И тому было объективное объяснение - хоть элементная база и схемотехника тех лет позволяла обеспечить высокое качество - за это нужно было платить высокую цену. Себестоимость таких товаров не была дешевой. Но можно было сделать дешевле, поступившись качеством.
80-е годы, ознаменовались очередной революцией в звукозаписи - на этот раз цифровой. В первой половине 80-х появился новый носитель и формат Компакт-диск (англ. Compact Disc, CD). Главным отличием от предыдущих звуковых носителей была цифровая запись звука. А кроме того формат предполагал бесконтактное воспроизведение - что обеспечивало, теоретически, неограниченный срок эксплуатации носителя.
Компакт-диск являлся первой ласточкой цифровой революции, полноценно наступившей в 90-е годы. Сильными сторонами нового формата было огромное отношение сигнал/шум (сам по себе оптический диск не добавлял шумов в отличии от шумов ленты или тресков пластинки), большой динамический диапазон, произвольный доступ к любому фрагменту записи. Но были у формата и недостатки. Как обусловленные его (а также аппаратуры для воспроизведения) ценой, так и обусловленные самой природой цифрового представления звука. Тем не менее, начиная с конца 80-х компакт-диск начал вытеснять пластинки с первого места на пьедестале качества носителей. Катушечные магнитофоны сами ушли из гостинных, в студии звукозаписи (благодаря своей громоздкости). А вот компакт-кассета, как была в качестве “второго” источника - копии для портативного плеера или автомобиля, так на этом месте и оставалась.
Попытки пошатнуть позицию компакт-кассеты, с использование цифровых технологий, предпринимались неоднократно. Но наиболее успешной попыткой, у которой “почти получилось” - был MiniDisc представленный в 1993-м году компанией SONY.
По задумке инженеров фирмы SONY, продвигавшей этот формат, мини диск должен был объединить преимущества компакт-кассеты с цифровыми технологиями CD. Размер мини диска был меньше чем размер CD, и также как и компакт-кассета мини диск был защищен от случайных повреждений находясь в коробке с сдвижной шторкой, которая открывается только когда носитель находится внутри аппарата.
Для того, чтобы обеспечить длительность воспроизведения, как в CD, при меньших габаритах (а следовательно и емкости носителя) впервые была использована компрессия звука. Принцип широко применяемый на сегодняшний день в MP3 и прочих форматах сжатия с потерями. Также как и компакт-кассета, мини диск изначально предполагал возможность записи. Хоть и выпускались диски только для чтения, с уже записанными альбомами.
По моему мнению, именно на середину 90-х годов пришелся пик развития Hi-Fi и в целом бытовой звуковоспроизводящей электроники. Выше я рассказал про носители и форматы, а сейчас кратко расскажу про аппаратуру предназначенную для воспроизведения музыки.
Первые механические граммофоны представляли собой одно устройство объединяющее носитель, звукосниматель, усилитель (механический естественно - рупор), и физически не могли быть разделены на части и блоки. С приходом электропроигрывателей, где звукосниматель снимал с пластинки слабый электрический сигнал, который по проводам передавался на блок предварительного усиления и коррекции (что это такое я расскажу в статье про виниловые проигрыватели), после чего усиленный сигнал, но все еще низкого уровня, недостаточного для непосредственной подачи на динамики, подавался на блок усилителя мощности, к выходу которого подключался громкоговоритель (или акустическая система). То есть после того, как обработка сигнала стала электронной, появилась возможность “разбить” устройство на блоки. Как логически (все эти блоки могут быть тесно объединены внутри одного устройства), так и физически (эти блоки могут быть именно отдельными коробочками соединенными проводами).
Зачем оно вообще надо? Ну, в дешевой аппаратуре оно и не надо - она изначально проектируется как “вещь в себе” и не предусматривает какую-либо модернизацию. В аппаратах классом выше появляется возможность подключить стороннее устройство к входу встроенного усилителя. Это могло быть полезным, когда портативный CD-плеер подключался к входу кассетной магнитолы - тем самым можно было прослушивать компакт-диски на существующей системе, а не только в наушниках. Но как правило, общее качество таких систем оставляло желать лучшего, и функция линейного входа оставалась вспомогательной. С ростом качества (и цены!) возникала ситуация, когда во первых общая стоимость стереосистемы (проигрыватель (CD или виниловый), тюнер (радиоприемник), кассетная дека, усилитель и акустика) - с легкостью переваливала за 1000-1500 долларов, что делало такую покупку невозможной для подавляющего большинства. Но если отдельный компонент из этой системы стоит в районе 300 долларов - то постепенная покупка системы была реальна уже для многих. Во вторых - появлялась возможность постепенной модернизации системы. Появился новый носитель (тот-же мини диск в середине 90-х) - купили соответствующий компонент, подключили к существующей системе, и благодаря стандартизации (в том числе ширины передней панели) - вся система продолжает работать и радовать глаз. Или при желании можно просто поменять какое-то устройство - на аналогичное но классом выше.
В общем, в высококлассных устройствах, разбивка на отдельные компоненты была полностью оправдана. Как и была оправдана интеграция всего вместе, в системах классом проще. Если общая стоимость системы сравнима с ценой одного компонента класса Hi-Fi - то приходится экономить. Можно сэкономить, без ущерба для качества, на блоках дублирующийся в каждом компоненте. Например блок питания, микропроцессор системы управления, пульт ДУ, информационный дисплей или индикаторы.
В итоге за приемлемую сумму, можно было купить сбалансированную систему, которая обеспечивала звук приемлемого качества за умеренную цену. Как раз то, что нужно для большинства - для тех, кто музыку слушает фоном.
Но тем не менее, до начала 2000-х, большинство все-же отличило-бы звук компонентной дорогой стереосистемы, и музыкального центра. Но при этом, мало кто был готов за это отличие платить.
В конце 90-х годов, началась очередная революция в сфере аудио. Настолько значительная, что она для подавляющего большинства полностью перечеркнула дальнейшее развитие отрасли. Я говорю о переходе музыки в интернет и на компьютер. Да, это было не так качественно. Но намного удобнее! Кроме того - часто абсолютно бесплатно! А, как показывала история, люди готовы мириться с ухудшением качества, ради удобства (тот-же переход от катушечных магнитофонов к кассетным). А уж если не нужен носитель, и музыка бесплатная. Да и можно делать бесконечное количество копий без ухудшения качества. И если копии делаются не в реальном времени, как на кассету или мини диск, а ускоренно, простым копированием файлов - то готовы прощать многое. Тем более что многое прощать и не пришлось - битрейт (поток) MP3 файлов рос. Если в конце 90-х - начале 2000-х стандартом было 128к, то позже, с развитием широкополосного интернета эта цифра росла. И сейчас на файлообменники залиты файлы 256-320к. с качеством на уровне мини-диска. И впервые музыка перестала быть привязанной к носителю. Уже не нужна кассета или диск - музыка в интернете, на жестком диске компьютера, в флеш-памяти портативного плеера - везде.
Вместе с этим, совершенствовалась и элементная база. Дешевая массовая микросхема обеспечивает лучшие параметры, чем сложные схемы на дискретных элементах 70-х годов. При этом микросхема не требует никакой настройки - несколько навесных деталей - и усилитель готов. Тоже самое и с остальными компонентами.
Таким образом, к середине 2000-х годов, уже нужно было поискать устройства не соответствующие стандартам Hi-Fi принятым в конце 70-х. Да, остается и по сей день большой пласт переносных и компактных изделий, среди которых в последние годы появились и новые (например популярные сейчас bluetooth колонки). Но они никогда не претендовали на высококачественное воспроизведение. Зато в отличие от своих предшественников 20-30 летней давности кроме ограничений маленьких широкополосных динамиков, они не накладывают никаких шумов и искажений усилителя.
Вот так, с массовым улучшением параметров техники, переходом музыки в облако, и одновременно приходом звуковоспроизводящих устройств с высоким (пусть и не максимальным) качеством в массы - этим массам перестало быть нужным какая-то отдельная и дорогая техника. Недорогие 20-долларовые компьютерные колонки + ноутбук (или даже смартфон!) - и готова стереосистема. Причем это не просто стереосистема - это развлекательный комбайн.
Итого мы имеем то, что в целом музыка у нас в домах звучит менее качественно чем могла-бы в середине 90-х, но при этом намного дешевле, и ненамного хуже. А иногда и лучше, если сравнивать с дешевыми магнитолами, которых тоже было немало в качестве единственного аудио-источника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий